«Не надо пороть горячку»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает вернуться к разговору о введении ценовой конкуренции между страховщиками, Она полагает, что необходимо установить минимальные стандарты по автокаско и тарифный коридор в ОСАГО. Сейчас компании незаконно конкурируют между собой и предлагают клиентам подарки и скидки. Эксперты считают, что ценовой коридор приведет к тому, что страховщики установят цены, если не у максимальных границ, то уж точно – выше нынешнего уровня.

Предложения о законодательном закреплении предельных страховых тарифов, подготовленные ФАС, по идее, должны позволить компаниям самостоятельно снижать страховую премию по договорам, исходя из их финансового положения. В ведомстве считают, что необходимо законодательно закрепить предельные страховые тарифы: минимальные – на уровне минимальных размеров нетто-ставок, утвержденных правительством РФ, а максимальные – на уровне трехкратного размера минимальных.
Заметим, что свой пакет поправок к закону об ОСАГО есть и у Минфина, он уже внесен в правительство. Замминистра Алексей Саватюгин недавно заявил, что ведомство готово поддержать идею либерализации тарифов, соответствующее предложение будет вынесено на обсуждение этой осенью. При этом чиновник добавил, что «конкретных и четких подходов к решению задачи пока нет». Сейчас обсуждается несколько вариантов формирования ценового коридора в «автогражданке». Есть ли в этом необходимость, мнения экспертов разделились.

Ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Мирошниченко поясняет: ценовой коридор позволит нашим компаниям не пускаться во все тяжкие. Ведь с помощью демпинга можно набрать довольно много денег клиентов, но при этом впоследствии может возникнуть проблема с их возвратом. По словам ученого, подобный негативный опыт был, например, в Чехии. «Там, когда запускали ОСАГО, сразу открыли рынок и буквально через пару лет все компании просто легли, – рассказал «НИ» г-н Мирошниченко. – То есть, захватив большую часть рынка, не справились с выплатами. Поэтому подобная либерализация была признана ошибкой. Чтобы допускать свободную и гибкую конкуренцию, необходима финансовая устойчивость страховых компаний, чего у нас сейчас не наблюдается».

По мнению аналитика, введение ценового коридора никак не повлияет на недобросовестную конкуренцию, которая так беспокоит ФАС. «Кто и как сможет запретить предлагать клиентам подарки? – задается вопросом г-н Мирошниченко. – Подобные схемы использовались и в банковской сфере. Вспомните слоганы: откройте у нас депозит и получите подарок. Это яркий пример неценовой конкуренции». Эксперт предостерегает власти: страховой рынок очень слаб, поэтому менять ситуацию нужно, однако не стоит торопиться, необходимо обдумать это решение. «В данном случае очень важны параметры, то, как это все будет прописано, – пояснил он. – Но спешить некуда. Если подобная либерализация рынка случится не в ближайшее время, а года через 3–4, ничего страшного не произойдет. Не надо пороть горячку и принимать поспешных решений, время есть».
Эксперт департамента оценки независимой консалтинговой группы Петр Клюев убежден, что уже давно пора менять сам тариф ОСАГО. «В частности, привязка тарифа к отдельным коэффициентам явно необоснованна, – сказал он «НИ». – Например, стоимость полиса зависит от мощности двигателя, хотя, как мощность двигателя влияет на аварийность, непонятно. Также нужно пересмотреть региональный коэффициент – определить количество аварий на количество машин, зарегистрированных и застрахованных в регионе, на основе чего и вывести региональную ставку. Поэтому пересмотреть формирование тарифа ОСАГО необходимо, однако, будет ли уместным введение тарифного коридора, неясно».

По мнению эксперта, если в ОСАГО будет введен тарифный коридор, то высока вероятность, что страховщики, даже не сговариваясь, установят цены если не у максимальных границ, то выше нынешнего уровня – точно. «Ведь страховые компании уже давно заявляют о низких ставках ОСАГО, – пояснил аналитик. – Еще больше понижать тариф, который и без того, по заявлению самих страховщиков, является чуть ли не убыточным, они добровольно не будут. Так что есть опасность, что ценовая конкуренция будет не по всему коридору, а у верхней границы тарифа».
Этого же опасаются и автовладельцы. «Потребители должны иметь возможность выбирать компании, которые предлагают наиболее выгодные для нас условия, – сказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – А если все полностью отдать на откуп страховщикам, нам с вами предложат такие варианты, от которых у нас волосы встанут дыбом. Властям надо подумать над тем, как не допустить сговора между компаниями. Здесь уже будет работа для ФАС, для рынка, для организаций, которые занимаются регулированием в сфере потребительских услуг. С другой стороны, если бояться роста цен, то тогда ничего не надо делать. А ведь делать надо. Просто нужно придумать механизм, который не позволит компаниям взвинчивать тариф по сговору».

Заметим, что помимо нововведений с ОСАГО ФАС также настаивает на том, чтобы установить минимальные стандарты по автокаско. В ведомстве поясняют: сейчас существует практика, когда водитель, заключив договор, вдруг обнаруживает, что основные риски не застрахованы. Также из-за сговора банка и страховщика клиент лишается права самостоятельного выбора компании с более выгодными условиями страхования. Это происходит при покупке машины. В итоге он вынужден переплачивать, поскольку цена на страховой продукт устанавливается, как правило, выше, чем на открытом рынке.

Новые Известия

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page