ОСАГО: сам себе гаишник
Схема прямого возмещения убытков по ОСАГО и европротокол вступят в силу, как и планировалось, 1 марта. Несмотря на старания страховщиков затормозить этот процесс, Минфин оказался категоричен. Финансовое ведомство утвердило приказ, устанавливающий порядок расчетов между страховыми компаниями при прямом возмещении ущерба.
Разговоры о том, что российский рынок автогражданки не готов к серьезным переменам, идут давно. Пытались, было, создать, клиринговый центр – для этого в свое время и перенесли дату вступления поправок: с июля прошлого года на март текущего. Однако с мертвой точки дело не сдвинулось.
Ситуация усугубляется еще и тем, что отсутствует единая методика оценки ущерба, а страховые компании до сих пор не обладают реестром независимых экспертов-техников.
Страховщики уверены, что если не повременить с нововведением хотя бы года два, их расходы по ОСАГО могут неоправданно возрасти.
Итак, что ждет автомобилистов?
Благодаря системе прямого возмещения убытков, водитель, машина которого пострадала в ДТП, может обратиться за выплатой к своему страховщику, а не в компанию виновника аварии. Применить новое правило можно в случае, если участниками аварии стали две машины и никто при этом не пострадал.
Водители должны зафиксировать информацию о ДТП в бланке извещения, которое прилагается к полису ОСАГО, и направить бумаги в свои страховые. Каждая компания, исследовав материалы дела, примет решение, кто стал виновником аварии и кто кому должен заплатить. В течение недели компании договариваются между собой. Если клиент оказался невиновным в ДТП, в течение 30 дней после обращения страховщик обязан выплатить ему компенсацию. Соответствующую сумму он взыскивает со страховщика виновника аварии.
В соответствии с европротоколом, участники мелкого ДТП могут зафиксировать аварию самостоятельно, без вызова инспектора ГИБДД.
Под мелким ДТП в данном случае понимается ситуация, в которой никто не пострадал, а ущерб нанесен только автомобилям. В случае если размер ущерба не превышает 25 тысяч рублей, участники ДТП могут прибегнуть к использованию европротокола. Удобство нововведения налицо. Участникам не придется стоять в ожидании, когда приедет инспектор, все обмеряет и запишет.
С другой стороны, по-прежнему остается неясным, как рядовой водитель, не будучи профессиональным оценщиком, может определить собственный ущерб?
Меняются цены на запчасти и обслуживание. В конце концов, за рулем может оказаться новичок, который никогда прежде не сталкивался с ремонтом и даже не имеет представления о расценках.
«Это может привести к возникновению спорных ситуаций при урегулировании убытков, - цитирует ИА Росбалт первого заместителя генерального директора СГ «АСК» Юрия Берхмана. – Страховым компаниям в этих случаях придется выполнять функции дознавателей, самостоятельно определяя, кто является виновником аварии».
Источник: www.gai.ru