Шесть признаков хорошего страховщика
Федеральная антимонопольная служба сделала первый шаг к выработке общих правил взаимодействия банков и страховых компаний. На примере Росбанка и 27 страховщиков, обвинявшихся в нарушении закона «О защите конкуренции», ФАС разработала предварительный перечень критериев, по которым банки будут отбирать страховщиков. Участники рынка считают, что его законодательное закрепление снизит количество претензий к ним со стороны ФАС и положительно скажется на заемщиках.
Федеральная антимонопольная служба вынесла решение по делу, возбужденному в конце прошлого года в отношении Росбанка и 27 страховых компаний. Поводом к возбуждению дела стало добровольное обращение банка и страховщиков в ФАС с заявлением о нарушении ими закона «О защите конкуренции». Предварительно исправив нарушения, чтобы избежать санкций, банк и страховые компании заявили, что соглашения, ранее заключаемые ими, предусматривали завышенные тарифы на услуги страховщиков, а используемые банком критерии отбора страховых компаний ограничивали возможности других игроков рынка. Практика работы, используемая Росбанком, оказалась достаточно распространенной на банковском рынке, и впоследствии аналогичные дела были возбуждены в отношении Райффайзенбанка, ВТБ24, Россельхозбанка и ряда других игроков, однако решения по ним еще не вынесены.
В своем решении по делу Росбанка ФАС впервые перечислила критерии, которыми должен руководствоваться банк при отборе страховых компаний для сотрудничества. В их число вошли: выполнение страховщиком требований законодательства; наличие рейтинга не ниже определенного уровня; сбалансированность структуры страхового портфеля; доля выплат от объема поступлений не менее 30% и не более 50%; соответствие базовым требованиям финансовой устойчивости; неучастие в судебных процессах, которые могут оказать влияние на бизнес.
«Критерии отбора банками страховщиков, прописанные в решении по делу Росбанка, лягут в основу соответствующего правительственного постановления, которое должно будет сделать прозрачным процесс взаимодействия банков и страховщиков», – пояснила начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. По ее словам, проект документа будет готов к октябрю, требования, возможно, будут скорректированы с учетом рассмотрения дела Райффайзенбанка, которое должно завершиться в конце сентября.
Банкиры считают, что практическое применение разработанных ФАС критериев приведет к расширению круга страховщиков, работающих с банками, что в итоге положительно скажется на заемщиках. «Сейчас если потенциальный заемщик несколько лет обслуживался в одной страховой компании, но она не входит в перечень партнеров банка, где он хочет взять кредит, то ему приходится менять страховщика или идти в другой банк», – поясняет заместитель начальника департамента маркетинга и банковских продуктов Русского банка развития Сергей Сергеев. Он также считает, что наличие четких критериев отбора банками страховщиков снизит количество претензий к игрокам рынка со стороны ФАС. «Увеличение числа страховых компаний повысит конкуренцию между ними и приведет к снижению тарифов и повышению суммы страхового возмещения», – добавляет главный исполнительный директор по розничному бизнесу банка «УралСиб» Олег Ганеев. В то же время он считает необходимым разработать критерий, по которому можно будет соотнести масштаб банка и страховой компании. «Банк, собирающийся удвоить кредитный портфель, должен заключать договоры о сотрудничестве со страховщиками, которые в состоянии обеспечить соответствующий объем продаж страховых продуктов», – считает господин Ганеев.
Коммерсантъ
Алешкина Т.; Дементьева С.