Демпинг привлечет банки в страхование?
Кризис заставил банки пересмотреть политику управления рисками и повысил спрос на специальные продукты страховых компаний. Между тем, несмотря на явный интерес со стороны банков, некоторые страховщики затеяли неоднозначную «игру» в области тарифной и конкурентной политики.
Наряду с развитием российской банковской системы свои продукты, адресованные кредитным и финансовым организациям, совершенствовали и страховые компании. В последние годы на рынке страны появились предложения, позволяющие банкам страховать как отдельные риски, так и комплексно подходить к решению возникающих проблем. Изначально банки не стремились распространяться в отношении заключенных со страховщиками договоров. Считалось, что огласка самого факта наличия страховки могла подмочить кристальную репутацию того или иного игрока. Говорят банки по-прежнему немного, чего не скажешь о заключенных договорах страхования, количество которых в кризис существенно увеличилось.
По словам начальника управления организации работы с банками СК «МАКС» Елены Воробьевой, сегодня банками востребованы все страховые продукты, которые минимизируют риски. Эксперты отмечают, что с момента начала кризиса риски в банковской отрасли поднялись на совершенно новый уровень, и это не могло не сказаться на страховщиках, которым пришлось вырабатывать не столько новые продукты, сколько новые «правила игры».
«Ужесточение требований коснулось всех участников рынка, – комментирует тенденции директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону Сергей Денисенко. – Страховые программы, предназначенные для финансовых институтов, получили максимальную востребованность. Это очевидно, поскольку страхование на сегодняшний день является для банков наиболее эффективным инструментом управления рисками».
Оказалось, что неприятностей, которые могут возникнуть у банка, действительно, немало. На страховом рынке идет бойкая торговля специальными программами для финансовых институтов, которые включают в себя страхование эмитентов банковских карт, страхование профответственности, имущества, банкоматов, терминалов самообслуживания и денежных средств, находящихся в них, а также ценностей при хранении и перевозке. Страховые компании делают акцент и на «оптовых» программах – комплексном банковском страховании.
«Такой вид страхования включают в себя защиту, с одной стороны, от наиболее распространенных рисков, а с другой, – от рисков, значимых для конкретного финансового института, – поясняет Сергей Денисенко. – Комплексный подход позволяет обеспечить максимальное покрытие и защитить банк от возможных убытков и непредвиденных затрат».
Отметим, что количество и набор банковских рисков с точки зрения страхования в кризис не снижается. «Можно говорить о снижении интереса к одним продуктам при увеличении интереса к другим. При этом в целом набор страховых продуктов остается прежним», – рассказывает директор департамента организации страховой деятельности ЗАО «ГУТА-Страхование» Олег Полетаев.
Так, участники рынка отмечают, что, например, линейка ретейловых страховых продуктов, реализуемых через банковский канал продаж, за последнее время не изменилась.
«В банковском страховании востребованы все классические страховые продукты. Сегодня мы наблюдаем постепенное восстановление потока сборов в ипотечном, автостраховании, залоговом страховании и страховании заемщиков от несчастного случая», – говорит Олег Полетаев.
В то же время все больше компаний разрабатывают страховые продукты, связанные со снижением рисков банков. Например, как отмечает заместитель директора центра страхования финансовых рисков компании «РОСНО» Виталий Ус, косвенно по невозврату кредитов, предоставляемых физлицам, страхуется риск «несчастный случай»: кредитные карты, потребительские кредиты и риски в составе ипотечного страхования.
По сегменту корпоративного кредитования на фоне кризиса платежеспособности банки чаще стали обращать внимание на страховые продукты, которыми могут воспользоваться их клиенты для защиты от риска неплатежа по сделкам.
«Банк как кредитор заинтересован в том, чтобы кредит, который он выдал корпоративному клиенту, например, на осуществление торговой или производственной деятельности, был максимально защищен. Такую защиту косвенно банк получает, когда его клиент, получив кредит, произвел или закупил на эти деньги некий продукт и продал его – с отсрочкой платежа. Сейчас это условие оплаты используется повсеместно, повышая конкурентоспособность предложения поставщика и снижая затраты покупателя. Здесь риск неоплаты покупателем за поставленный продукт или товар и покрывает страховка, а именно – страхование коммерческих кредитов», – поясняет Виталий Ус.
Другим видом страхования, которое банки активно вводят как нормативное требование по страхованию при предоставлении кредитов под залог недвижимого имущества, является титульное страхование, то есть страхование залогового имущества от утраты в результате прекращения у залогодателя права собственности на него.
«Действительно, по подавляющему большинству объектов недвижимости сделки, в том числе приватизационные, проводились с теми или иными нарушениями законодательства. Также не стоит сбрасывать со счетов все еще здравствующий феномен рейдерства, обострившийся в кризис», – поясняет Виталий Ус.
«Так как у банков в настоящий момент есть необходимость в постоянном поддержании высоких объемов денежной наличности в банкоматах и отделениях банков, произошло некоторое повышение интереса к страхованию операций с наличными деньгами. Речь идет о страховании банкоматов, денежной наличности в операционных кассах и банкоматах, а также страховании инкассаторов от несчастных случаев», – рассказывает начальник отдела организации взаимодействия с банками ООО «СК Согласие» Михаил Дрокин.
Как отмечает Елена Воробьева, страхование банкомата подразумевает не только такие риски, как пожар, взрыв, стихийные бедствия, залив водой, наезд транспортных средств, противоправные действия третьих лиц, но и гражданскую ответственность при эксплуатации терминала.
В настоящее время резко вырос интерес банков к комплексному страхованию финансовых институтов, так называемому BBB (Bankers Blanket Bond, – прим. автора), а также к страхованию ответственности руководителей – DO.
«В рамках страхования BBB основной покрываемый риск – риск нелояльности персонала банка, то есть намеренных противоправных действий, направленных на нанесение банку материального ущерба путем хищения денежных средств или иного ценного имущества, – комментирует вопрос Виталий Ус. – Также в рамках данного страхования покрывается риск хищения ценного имущества из защищенных хранилищ банка, риск хищения ценного имущества при перевозке и другие операционные риски».
Страхование DO защищает компанию от последствий ошибочных действий должностных лиц. Оно особенно актуально для компаний, выпускающих IPO, чьи акции котируются на зарубежных фондовых рынках, а в менеджменте которых присутствуют иностранные руководители.
Отметим, что волна кризисных изменений повлияла не только на потребности банковского сектора. Она повлекла за собой значительное увеличение рисков, связанных с недостатком ликвидных средств, закрытием внешних рынков заимствования и повышением стоимости кредитных ресурсов. Все это напрямую отразилось на страховых компаниях.
Как отмечает Виталий Ус, уровень криминогенной обстановки, обостренной кризисом, вырос. «Участились нападения на инкассаторов, мошенничества с банковскими картами. Также на фоне общего мирового роста убыточности в банковском страховании выросли ставки у западных перестраховщиков». Казалось бы, и тарифные ставки в таких условиях должны подрасти. У ряда компаний так и произошло. Однако некоторые страховщики затеяли неоднозначную «игру» в области тарифной и конкурентной политики.
«Нужно понимать, что у страховых продуктов, как у любых других, есть своя себестоимость, которая в связи с кризисом возросла, что непосредственно связано с платежеспособностью страховщика, – говорит Сергей Денисенко, сетуя, что некоторые страховые компании сознательно идут на демпинг, предлагая клиентам цены ниже себестоимости. – Безусловно, демпинг может способствовать расширению клиентской базы, однако скорее приведет к проблемам с выплатами, чем к улучшению финансового положения страховой компании и впоследствии их клиентов».
По словам Олега Полетаева, кризис может уменьшить тарифы на 10-20%. Откровенный же демпинг со стороны некоторых страховщиков, как отмечает Михаил Дрокин, объясняется прежде всего резким сокращением, из-за снижения объемов кредитования, страхового поля, предлагаемого банками.
«Конкуренция на страховом рынке за сократившиеся новые объемы страхования и за существующие портфели резко возросла. Одновременно с этим увеличилась активность страховщиков в части работы по «чужим» базам данных», – рассказывает Михаил Дрокин.
Страховщики прибегают к различным ухищрениям, например, производится обзвон клиентов чужих страховых компаний с предложениями более низких тарифов и льгот.
«Ясно, что такие базы данных приобретаются не в магазинах компьютерных игр, а добываются путем «перекупки» сотрудников других компаний», – сетует Михаил Дрокин, резюмируя, что в условиях кризиса сверхзадача по удержанию своей доли рынка требует от страховщиков больших усилий и в ближайшее время, вероятно, будет решаться любыми способами, в том числе и не всегда «правильными».
Юлия АМОЧАЕВА, специально для Dengi59.ru