Будет ли эффект от разделения страховщиков по категориям риска?
Участники казанского страхового рынка высказались о том, насколько эффективным будет разделение страховщиков по категориям риска.
Основное обсуждение касалось следующих вопросов: будут ли новые правила РСА эффективны в борьбе с недобросовестными компаниями, в один день исчезающими с рынка со всем своим имуществом (в том числе и с огромным количеством бланков ОСАГО) и окажутся ли эти правила эффективны в случаях мошенничества на уровне агентов?
Александр Авакянц
управляющий директор Дивизиона «Поволжье» Группы «Ренессанс-страхование»
1. Решение РСА о диверсификации страховых компаний на пять категорий риска вполне разумно. Думаю, новые правила будут действительно эффективны в борьбе с недобросовестными компаниями.
Новые коэффициенты работают против необоснованно высокого темпа роста, такой подход защищает прежде всего автовладельцев. Если компания ведет агрессивное развитие и делает это не совсем качественно, то есть не задумывается о том, как она будет осуществлять выплаты, то по новым правилам делать это ей будет невыгодно. Возможно, коэффициенты придется немного доработать, когда будет накоплен практический задел.
В целом новое начинание РСА задает правила игры для страховых компаний, делая всю деятельность игроков российского страхового рынка более прозрачной.
2. Скорее, нет, РСА будет проводить основные санкции на уровне всей компании. Игроки страхового рынка, которые недостаточно эффективно управляют своими агентами, в таком случае получат большие ограничения.
Елена Гордеева
специалист управления андеррайтинга и методологии Казанского филиала Группы «АльфаСтрахование»
1. Надо выдавать полисы только тем компаниям, которые имеют страховой портфель не только с ОСАГО и КАСКО. У таких компаний, как правило, платежеспособность значительно выше, чем у тех, которые страхуют только ОСАГО, разбавленное КАСКО.
Также надо выявлять бывших руководителей СК, которые по известной нам причине ушли с рынка, но через некоторое время открылись либо в другом регионе, либо, набравшись наглости, в том же городе, соответственно, с той же целью. К сожалению, такие случаи за время существования ОСАГО имели место быть. При этом некоторые компании неправомерно применяют завышенные классы КБМ и другие коэффициенты с тем, чтобы привлечь клиента, что создает нездоровую конкуренцию и ведет к занижению страховой премии.
Итак, методы, которые собирается предпринять РСА, могут оказаться действенными только в отношении компаний, стабильно работающих на протяжении нескольких лет на рынке страхования с разнонаправленным портфелем.
В борьбе с недобросовестными компаниями, которые в один день исчезают с рынка со всем своим имуществом, в том числе и с огромным количеством бланков ОСАГО, они, скорее, окажутся неэффективными.
2. Если речь идет об агентах, то в крупных компаниях, занимающихся разными видами страхования, имеется постоянная сеть агентов, опасность мошенничества со стороны которых минимальна. А вот компании, набирающие портфель ОСАГО, не брезгуют случайными людьми, которым выдаются полисы без гарантии отчета по ним. При этом часто завышается КВ по проданным полисам.
Александр Норден
советник директора по связям с общественностью филиала «ПСК Казань» ОАО «СГ МСК»
1. Да, мы считаем, что эти меры произведут определенный эффект в противодействии недобросовестным страховым компаниям. Отгрузка им бланков полисов будет зависеть от целого ряда показателей, как-то жалоб на них страхователей, финансовой дисциплины в части сбора страховой премии, правильного предоставления отчетности и т.д. Соответственно, даже если эти недобросовестные страховщики и будут уходить с рынка, то с куда меньшим количеством БСО, то есть полисов, с которыми можно производить злоупотребления.
2. А это уже зависит не от РСА, а от внутренних порядков, которые установлены в той или иной компании. Как в ней наложен учет и контроль за БСО? Какова степень защиты от мошенничества со стороны агентов и брокеров? Какие меры взыскания применяются к недобросовестным продавцам? Строгая ли финансовая дисциплина, жестко ли соблюдаются порядок и сроки сдачи взносов, собранных с клиентов? Чем четче выстроены в организации соответственные бизнес-процессы, тем меньше шансов поживиться у мошенников, в том числе и из числа агентов.
Наталья Калеева
директор СК «Центр Страхования»
1. Да, я считаю, что какой-то порядок наступит в страховании с применением новых правил. Если сейчас страховые компании разделят на группы, мелкие недобросовестные компании сами отсеются. Будет наконец-то порядок с бланками строгой отчетности.
2. Мошенничество на уровне агентов было и, скорее всего, будет. Фальшивые полисы не исчезнут, и агенты тоже.
Александр Чернов
генеральный директор ООО «ЧерновЪ и Партнеры»
1. Еще Михаил Булгаков писал, что осетрина не может быть первой или второй свежести. Свежесть может быть только одна — она же и последняя. Рыба второй свежести — это рыба тухлая. Как и страховая компания — либо она надежная, либо нет. На мой взгляд, деление страховщиков на категории — это полумеры. Я точно знаю, что есть страховые компании, которые мы не будем предлагать нашим клиентам, какие бы рейтинги ей ни были присвоены — потому что я вижу, для каких целей создана эта страховая компания.
А что касается новых оснований приостановления выдачи бланков ОСАГО, в этом направлении надо двигаться. И не только приостанавливать. У РСА должны быть более широкие полномочия — вплоть до обращения в ФССН с заявлением о приостановке действия лицензии на все виды страхования и аресте расчетных счетов, если есть основания предполагать скорое банкротство страховой компании. Тогда РСА перестанет быть козлом отпущения, который отвечает за всех недобросовестных страховщиков.
Анвар Насриев
начальник отдела маркетинговых коммуникаций ООО «Росгосстрах» в РТ
1. Больше года назад РСА поставил получение бланков ОСАГО в зависимость от платежеспособности компаний и их взаимоотношений с клиентами и коллегами по рынку. Проще говоря, при наличии жалоб на компанию, частота которых в два и более раза превышала среднерыночную, в компании вводилась процедура оздоровления и на этот период ограничивалась выдача бланков строгой отчетности. Ограничение снималось по мере выхода компании на среднерыночные показатели. Мера оказалась очень действенной.
Понятно, что она вызвала шквал недовольства и критики, но тем не менее сложно спорить с ее обоснованностью, если компания плохо платит своим клиентам и плохо рассчитывается со своими коллегами по рынку. Имеется в виду строгое соблюдение правил профессиональной деятельности, связанных с ПВУ и суброгацией КАСКО/ОСАГО. Право РСА ограничивать выдачу БСО теперь прописано в законе, и во исполнение этого закона были скорректированы правила выдачи бланков с учетом накопившегося опыта и требований надзорных и регулирующих органов.
2. Эта мера уже повлекла изменения — ряд компаний так и не смогли выйти из процедуры финансового оздоровления, покинули ряды РСА и находятся на той или иной стадии ликвидации/банкротства. Конечно, их обязательства свалились на РСА, однако в результате этих превентивных мер объем этих обязательств существенно ниже того, каким мог бы быть.
Азат Муртазин
гендиректор «КАСКО СЕРВИС»
1. Нет. Количество игроков на рынке ОСАГО необходимо сужать до десяти. При этом страховщиками должны стать страховые компании, входящие в ТОП-10 России. При таком варианте будет исключен вариант ухода компании с рынка с деньгами и полисами, так как эти компании живут далеко не за счет ОСАГО и КАСКО и точно не свернут бизнес, чтобы украсть деньги. А если и свернут, то имея на то причины. Объемы между ними должны распределяться по объективным, и в первую очередь рыночным, критериям, а государство через РСА должно нести ответственность перед страхователями за их обязательства, так как ОСАГО — это обязательный вид, и регламентируется Федеральным законом, а значит, навязан гражданам за их же деньги.
2. Нет. Любое мошенничество лежит в плоскости Уголовного законодательства и правил работы, которые либо создают условия для мошенничества, либо его исключают. То, что сегодня государство пытается изменить правила для наведения порядка, говорит о том, что старые правила порядок не обеспечивали. О том, обеспечат порядок новые правила или нет, свое мнение высказал выше.
g9e.ru