Российские автостраховщики учатся работать в системе неограниченного международного ОСАГО
Россия с первого дня нового 2009 года начала проведение операций в системе «Зеленая карта». Для российских автостраховщиков это первый опыт коллективной игры в международной «олимпийской» команде профессионалов. Как ответят на этот вызов национальные участники и каким окажется экономический результат, можно будет судить в первом приближении только через несколько лет. Тиражи новых полисов на зеленых бланках начали поступать в страховые компании примерно с 20 декабря. Эмиссию таких полисов на территории России имеют право осуществлять только российские автостраховщики. Впрочем, «карты» западных компаний, проданные путешествующим в конце прошлого года, будут действительны до окончания срока их обращения.
Двенадцать столпов системы
Российские «зеленые карты» продают 12 страховых компаний, члены Бюро «Зеленая карта»: «АльфаСтрахование», ВСК, «Двадцать первый век», ЖАСО, «Международная страховая компания «Айни», «РЕСО-Гарантия», «РГС-Столица», РОСНО, СК «Русский мир», СК «Согласие», СГ «Спасские ворота», «ЭРГО Русь».
Первоначально 19 автостраховщиков высказали намерение стать членами национального бюро «Зеленая карта». «Из-за кризиса часть компаний отказалась от участия в системе и нагрузка на остальных по оплате гарантийного взноса возросла», – сообщила руководитель группы по продажам «зеленой карты» компании «РОСНО» Юлия Хозяинова. Она полагает, что такое членство в международной системе позволяет предлагать клиентам более полный спектр услуг.
«После вступления России в систему «Зеленая карта» при поездке за рубеж на автомобиле отпадет необходимость в приобретении страховых сертификатов иностранных страховых компаний или покупке пограничного страхования (как это происходило до сих пор)», – продолжила специалист.
До сих пор на российском рынке были, к примеру, представлены польские и болгарские «зеленые карты», уточнила директор Центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, ОАО СК «Русский мир» Гаянэ Календжян. «Эти страны давно уже вошли в систему и имеют статус постоянного членства. Россия как вновь вступающая страна пока имеет только «переходный» статус. Международная система отслеживает, как российские страховые компании осуществляют урегулирование убытков, и устанавливает более жесткие требования к страховщикам-участникам системы. Польше и Болгарии в отличие от России было разрешено иметь несколько тарифных планов по «Зеленой карте» на разные территории покрытия. Так, польские «зеленые карты» были четырех видов: с территорией покрытия только на Скандинавию; на все страны – участники «Зеленой карты»; на страны Восточной Европы и только на страны Балтии. Болгарские карты были трех видов: с территорией покрытия на все страны Европейского союза; на все страны системы и «зеленая карта» с территорией покрытия только для Белоруссии, Молдавии и Украины.
Изначально России разрешили сделать только один тарифный план с покрытием на все страны международной системы, отметила Г. Календжян. «И только после длительных переговоров было принято решение сделать отдельный тарифный план для Белоруссии, Молдавии и Украины, поскольку большой поток российских граждан следует именно в эти страны. Если же сравнивать тарифы по польской и российской «зеленой карте» с территорией покрытия на все страны, то разницы практически нет. К примеру, польская «зеленая карта» карта на 15 дней будет стоить 1060 рублей, российская «зеленая карта» – 1288 рублей. Таким образом, повышение тарифов незначительно, но для петербургских водителей разница будет более ощутима, поскольку они приобретали польские «зеленые карты» с территорией покрытия только на Скандинавию», – добавила она.
Российское моторное бюро «Зеленой карты» будет аккумулировать всю информацию, связанную с введением данного вида страхования в России, – данные о страховщиках, которые работают в системе, данные о продаваемых полисах «Зеленой карты», количестве страховых случаях, центрах урегулирования убытков и другую информацию, которая потребуется в процессе создания такой базы данных.
Международные лимиты ответственности поднимают цену полиса
«Зеленая карта», в которую Россия вступила в 2008 году, – международная система страхования автогражданской ответственности. Она создавалась в 1951 году для урегулирования претензий пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных автомобилистов. По правилам «Зеленой карты», выплаты осуществляются в соответствии с национальным законодательством страны, где случилось ДТП. Сегодня в систему входят 44 страны, в том числе все страны Европы, а также ряд стран ближнего зарубежья, в том числе Украина, Белоруссия и Молдавия. Не входят в систему такие страны, как Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Китай, а также Израиль, Марокко, Тунис, Иран.
Полис для легкового автомобиля с территорией покрытия для всех европейских стран будет стоить 1,288 тыс. рублей на 15 дней (минимальный срок действия договора), на год – 11,7 тыс. рублей. Отдельные тарифы установлены для выезда на Украину, в Белоруссию и Молдавию – 440 рублей на 15 дней и 2 тыс. рублей на год. Международное ОСАГО формально относится к разряду добровольных видов страхования. Единые для всех тарифы устанавливаются российскими страховщиками по согласованию с Минфином РФ.
По сравнению со стоимостью годового полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) примерно в 2 тыс. рублей цена «зеленой карты» в 1,3 тыс. рублей на 2 недели может показаться достаточно высокой, сказал вице-президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. «Это связано с тем, что убытки в рамках «Зеленой карты» покрываются по законодательству в области страхования ответственности автовладельцев той страны, на территории которой произошло ДТП. В Германии лимит выплат по имущественному ущербу в обязательном автостраховании установлен на уровне 500 тыс. евро, а во Франции и Финляндии ущерб по рискам жизни и здоровью граждан вообще не имеет предельного размера. Таким образом, тариф рассчитывается с учетом необходимости страховщика в перспективе осуществлять выплаты в соответствии с законодательством различных стран», – пояснил А. Батуркин.
В России максимальная выплата по ОСАГО составляет 120 тыс. рублей при нанесении вреда имуществу и 160 тыс. рублей на одного пострадавшего при нанесении вреда жизни и здоровью. Лимиты страховых сумм по «Зеленой карте» выше на порядки. Пострадавшему оплачивается все, включая инвалидность, пенсию и моральный ущерб, поэтому во многих странах (Бельгия, Франция, Великобритания и др.) выплаты по Green Card не имеют ограничений. Международные автостраховщики приводят реальный случай рекордной выплаты в 2 млн евро по рискам жизни и здоровья пострадавшего.
Российский сертификат «зеленая карта» отвечает всем европейским стандартам и действителен во всех странах, входящих в систему Green Card. «Стоимость полиса «Зеленой карты» для конкретного владельца устанавливается в рублях и зависит от категории транспортного средства, страны пребывания и длительности поездки», – пояснили агентству в компании «Русский мир». Такие факторы ОСАГО, как возраст и опыт водителя, в расчет не берутся.
При этом международное страхование автовладельцев, естественно, имеет много общего с российским ОСАГО: страхование производится на случай причинения вреда жизни и здоровью и/или нанесения ущерба имуществу третьих лиц в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства.
Бюро «Зеленая карта» создавалось под эгидой Российского союза автостраховщиков. «Следует помнить: если на российских дорогах виновником ДТП оказался водитель, который предъявил пострадавшему иностранный полис, за помощью следует обращаться по телефону в специально созданный РСА контактный центр. В короткое время водителю порекомендуют, как добраться в ближайший к месту ДТП офис одной из компаний-участниц российского бюро «Зеленая карта».
В Росгосстрахе рекомендуют при возникновении ДТП, где виновник предъявляет международный полис, позвонить в Бюро «Зеленая карта» по справочному телефону (495) 641-27-87. «Ему расскажут, какой страховщик из членов бюро будет урегулировать убыток, и дадут необходимый адрес и контактный телефон», – сообщил директор управления страхования по международным программам ООО «Росгосстрах-Столица» Андрей Горанов. «Позвонив по тому же телефону с места ДТП за рубежом, клиент может получить консультацию на русском языке относительно своих ближайших действий», – добавил он.
На пресс-конференции, посвященной началу операций по «Зеленой карте», начальник отдела специальных таможенных процедур Федеральной таможенной службы (ФТС) Екатерина Бочарова пояснила, что «на таможенную службу РФ законодатель возложил обязанность проверки наличия полиса «зеленая карта» при пересечении границы». Соответствующие указания доведены до всех заинтересованных подразделений службы.
Параллельно с введением системы «Зеленая карта» российские законодатели предлагали для соседних с Россией стран, не входящих в систему, в следующем году ввести порядок приобретения других гарантий для автовладельцев, которые заменяют полисы международного ОСАГО. По замыслу авторов они должны были стоить дороже «зеленой карты». Законопроект о специальных гарантиях для автовладельцев прошел первое чтение в Госдуме РФ и был рекомендован профильным комитетом к рассмотрению во втором и третьем чтениях до конца прошлого года. Однако дальнейшее прохождение законопроекта натолкнулось на определенное препятствие: правительство отказалось выдать на него положительное заключение. Это означает, что приезжающие автомобилисты из таких стран, как, например, Казахстан, Китай, Узбекистан, будут по-прежнему приобретать полисы ОСАГО.
По словам Е. Бочаровой, прямо на территории таможенного пункта полис «Зеленой карты» водитель купить не сможет. Если он предпочитает избежать разбирательств, о покупке такого полиса следует позаботиться заранее. Водители могут приобрести международные полисы ОСАГО даже в турагентствах, «если те заключили соответствующий договор со страховщиками-эмитентами, и получили на это право», – уточнила представитель РОСНО Ю. Хозяинова.
Годовой сбор премий в РФ по международному ОСАГО незначительно превысит сумму финансовых гарантий
Объем сборов по «Зеленой карте» в первый год действия системы в РФ может составить 20 млн евро, считает директор российского бюро «Зеленая карта» Сергей Разуван. В перспективе годовой объем сборов российских компаний, работающих в этой системе, может вырасти до 50 млн евро. С. Разуван пояснил, что этот вид бизнеса относится к низкорентабельным. «Специалисты прогнозируют возможный уровень убыточности по операциям в системе «Зеленая карта» на уровне 70% в первый год с начала операций. В дальнейшем этот показатель может увеличиться до 90%», – считает глава бюро.
По словам генерального директора СК «Согласие» Игоря Жука, специально для продаж новых полисов компания открыла подразделение в Выборге. И. Жук считает, что наличие лицензии на проведение операций по «Зеленой карте» придает солидности автостраховщику. Это же обстоятельство может оказаться решающим для тех клиентов, кто выбирает компанию с целью покупки полиса автострахования.
До вступления в систему «Зеленая карта» российские автостраховщики исполнили требования системы по формированию финансовых гарантий, в том числе сформировали банковский депозит в 11 млн евро и заключили договор о перестраховании рисков по «Зеленой карте». Кроме того, в фонде текущих гарантий национального бюро аккумулированы взносы участников на общую сумму 500 тыс. евро. Из его средств бюро будет проводить выплаты по обязательствам участников, которые не справились с этой задачей в 2-месячный срок. По правилам системы, национальное бюро несет солидарную ответственность за ущерб даже в том случае, если пострадавший предъявляет фальшивый полис «зеленая карта». «Основные затраты были связаны с печатью бланков, доработкой внутренней информационной системы компании. Кроме того, требованием системы «Зеленая карта» является наличие во всех компаниях, вступивших в бюро, специализированного подразделения как минимум с двумя англоязычными специалистами, что потребовало дополнительного набора или ротации персонала», – уточнил представитель Росгосстраха.
Финмаркет