ДТП за рубежом – чем поможет «Зеленая карта»?
С каждым годом доля сегмента «Зеленой карты» на рынке страхования Северо-Запада активно растет, продажи по этому направлению увеличиваются. За 2010 г. емкость данного рынка в России составила 2 млрд руб. Однако, как отмечают страховщики, в системе «Зеленой карты» еще есть, что совершенствовать. Об этом говорили накануне на круглом столе в «Агентстве бизнес новостей», организованном совместно с журналом «TT Finance».
«Система продажи «Зеленой карты» в Петербурге стала цивилизованной. Для Северо-Запада система «Зеленой карты» играет важную роль, так как наш регион находится в приграничной зоне с Финляндией. С каждым годом количество поездок физических и юридических лиц в эту страну увеличивается», – отметил директор Северо-Западной дирекции РОСНО Евгений Дубенский.
Страховые компании еще в 90-х годах уловили тесное взаимодействие регионов и начали заниматься реализацией «Зеленых карт», но тогда полисы продавались в буквальном смысле на капотах автомобилей. Сегодня, по словам эксперта РОСНО, рынок стал гораздо цивилизованней, появились стационарные пункты продаж, развились партнерские продажи через АЗС, розничную торговлю и др.
«На текущий момент проект российской «Зеленой карты» состоялся», – считает Е.Дубенский. По его словам, большинство компаний справляются со своими обязательствами. Правда, уже есть один прецедент негативного ухода с рынка. «Кто-то может покинуть рынок, кто-то может продать вам недействующий полис или не обеспечит обещанный сервис при ДТП. Все эти риски пока еще присутствуют в системе, – добавляет директор Северо-Западной дирекции РОСНО. – Это лишний раз доказывает то, как важно купить полис у правильного страховщика».
Что касается рынка грузоперевозок, ситуация здесь нормализуется, но пока не достигла докризисного уровня после провального 2009 г, – говорят эксперты. «В 2009 году спад международных перевозок на Финляндию составил 38%, – отметил заместитель начальника Северо-Западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Константин Шаршаков. В 2010 году количество рейсов составило 230 тыс., тогда как до кризиса их совершалось порядка 300 тыс. Данный факт оказал опосредованное влияние на стагнацию в продажах полисов «Зеленой карты» в сегменте юридических лиц в 2009 году.
За рубежом вину за ДТП часто списывают на россиян
По данным РСА, по полисам, проданным в 2009 г., было зафиксировано 2760 случаев ДТП за рубежом, из них в 2129 случаях виновниками были признаны россияне. По словам Е.Дубенского, зачастую несправедливо.
С этим согласился заместитель директора ООО «Лазан» (международные перевозки) Олег Павлов. Он отметил, что за всю его практику в компании ни одно ДТП за рубежом не было оценено в пользу россиян.
«Российского водителя делают виновным почти всегда, исключая совершенно очевидные случаи», – добавил директор ООО «Вульф» (международные/российские перевозки) Алексей Ханович.
Как отметила гендиректор туроператора по Скандинавии ООО «Группа ТТК Галактика» Наталья Суслина, и при очевидных обстоятельствах не всегда можно доказать свою невиновность, Она рассказала случай из своей практики: в Финляндии столкнулись два автобуса и, несмотря на свидетелей-финнов, которые давали показания в пользу русского водителя, вину признали за обоими.
Эксперты сошлись во мнении, что основной причиной этого является языковой барьер и незнание правил поведения при ДТП за рубежом.
«Зеленую карту» надо покупать в проверенных точках продаж
Как подчеркнул Е.Дубенский, у российских водителей не будет финансовых проблем, если их признали виновником ДТП, так как расходы по возмещению вреда иностранному автовладельцу несет российская страховая компания. Однако они вынуждены за свой счет покрывать ремонт своей машины, потому что каско не действует за рубежом, если в полисе это отдельно не оговорено.
«Когда россиянин становится виновником ДТП, он должен предъявить потерпевшему оригинал «Зеленой карты», – продолжил Е.Дубенский. Потерпевший, в свою очередь, направляет претензию в свое национальное бюро, которое оценит убыток. После этого национальное бюро страны, где произошло ДТП, выставляет счет российскому страховщику.
Если виновник ДТП – иностранный автовладелец, то потерпевшему россиянину следует звонить по телефонам центра РСА, которые указаны на полисе «Зеленой карты», – рассказал Е.Дубенский. Оператор направит потерпевшего в национальное бюро или ближайший филиал партнера бюро, который урегулирует претензию. «Как правило, выплату по результатам ущерба производит иностранная страховая компания. Однако даже если виновником признан иностранный автовладелец, россиянину получить выплату от зарубежной страховой компании может быть очень непросто», – отметил он.
Количество проблем при ДТП за рубежом может быть сведено к минимуму, если водитель приобретает полис «Зеленой карты» у надежной страховой компании, при ДТП следует инструкциям, указанным на обратной стороне карты, и имеет расширение полиса каско за рубежом. «Мой совет водителям, – заключил Е.Дубенский, – проверяйте, не фальшив ли ваш полис. Не уверены – позвоните в страховую компанию, проверьте его номер. И покупайте полис в официальных точках продаж, а не с рук».