Страховка для пиратов

Пираты, захватившие сухогруз Arctic Sea, требовали 1,5 млн долл. от группы «Ренессанс Страхование», в которой были застрахованы риски гибели и повреждения корпуса сухогруза на сумму 4 млн долл. Однако «Ренессанс Страхование» пиратам не заплатила, да и не могла этого сделать, поскольку противоправные интересы в России страховать запрещено, а выплата не была бы признана страховой.
Как стало известно РБК daily от источника в правоохранительных органах, захватчики судна Arctic Sea требовали 1,5 млн долл. от группы «Ренессанс Страхование». По информации британского консорциума Lloyd’s, средний выкуп за освобождение захваченными пиратами судна и его команды составляет сейчас 3 млн долл. Вице-президент по безопасности группы «Ренессанс Страхование» Владимир Душин подтвердил РБК daily эту информацию. По его словам, в компанию 3 августа позвонил неизвестный, потребовавший выплатить деньги, угрожая в противном случае расстрелом команды и затоплением судна.
Страховщик пообещал пирату рассмотреть требования, а информация о звонке была передана в правоохранительные органы. «Заявление об убытке в компанию не поступало. Соответственно, экспертизы и заключения сюрвейера (инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. – РБК daily) нет», – добавил г-н Душин.
Участники рынка говорят, что за последние 50 лет это практически первый случай захвата судна в шведских территориальных водах и захват был тщательно спланирован: у похитителей была информация о том, куда идет судно, что везет, сколько стоит и, оказывается, даже кем застраховано.
Как сообщили РБК daily в СК «Ингосстрах», компания заключила договор страхования ответственности судовладельца, но в «Ингосстрах» захватчики не обращались. «Очевидно, захватчики рассчитывали, что смогут получить деньги именно от страховщика каско судна, так как угрожали затопить его. Они апеллировали к компании, у которой был финансовый интерес, – говорит первый замгендиректора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. – Для страховых компаний на Западе не редкость, что похитители предпочитают договариваться именно с ними. Хотя лишь в крайних случаях страховые компании идут на такие сделки, чтобы минимизировать убытки».
«Российское законодательство запрещает страхование противоправных интересов, – говорит старший вице-президент СК «Россия» Игорь Фатьянов. – При этом страхование от захвата и военных рисков может быть включено в стандартный полис морского каско». По его словам, если бы это было так, «Ренессанс Страхование» смогла бы осуществить выплату судовладельцу, но не похитителю.
Адвокат по морскому праву Sullivan Co (Флорида) Род Салливан говорит, что «страховщикам не впервые приходится иметь дело с пиратами и вести с ними переговоры. Большинство судов, как правило, не застрахованы по факту, но при этом относятся к различным ассоциациям взаимного страхования, которые объединяют группы судовладельцев, согласившихся разделить свои убытки. Причем одним из таких случаев является нападение пиратов и выплата выкупа». Как добавляет г-н Салливан, «в большинстве случаев захвата судов сомалийскими пиратами выкуп брали на себя подобные страховые ассоциации, а не владелец. Сам владелец выплачивает только франшизу (собственное удержание страхователя, подлежащее отчислению)». «То, что пираты просили всего 1,5 млн долл., могло быть компромиссным вариантом. Возможно, представитель страховой компании сказал, что 4 млн все равно не даст», – говорит г-н Салливан.
Напомним, что сухогруз Arctic Sea был освобожден без единого выстрела. Взятые под стражу восемь человек – это граждане Эстонии, Латвии и России. По факту похищения экипажа сухогруза возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное организованной группой). На противолодочный корабль ВМФ России «Ладный», на борту которого находятся российские граждане и лица, захватившие судно Arctic Sea, вылетели следователи Главного следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ для проведения неотложных следственных действий. Одновременно в Москве создана следственная группа, которая по прибытии российских граждан и лиц, захвативших судно, будет проводить необходимые следственные действия в рамках уголовного дела.

РБК daily
Григорьева Е.; Леонов В.

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page