Дефицит автозапчастей, рост убытков и цен на авторемонт при одновременном подорожании полисов определяли тренды в автокаско в I полугодии

Дефицит и сроки ремонта Две главные проблемы в урегулировании страховых автоубытков в форме восстановительного авторемонта видят автостраховщики после ухода ряда автопроизводителей с нашего рынка: это дефицит запчастей и сроки авторемонта, заявил агентству заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Илья Соломатин. «Услуга автокаско вторична по отношению к имуществу, которое она защищает, мы видим, что основные проблемы сегодня сосредоточены в самом имущественном комплексе, - подчеркнул он. - В настоящее время сроки поставок запчастей и деталей для ремонта зависят от целого ряда факторов, в том числе от характера поломки, наличия конкретных запчастей, страны-производителя, марки автомобиля. Если сроки поставок необходимых для ремонта деталей слишком велики и это не устраивает автовладельца, автостраховщики и их клиенты по договоренности решают, возможно ли использовать в ремонте качественные б/у запчасти. Особенно остро ощущается дефицит запчастей для ремонта автомобилей люксового сегмента: период ожидания поставок увеличился, цены на ремонт в сегменте выросли значительнее. Приходится констатировать: имеющиеся возможности для поставки запасных частей ограничены и недостаточны для решения задач, стоящих перед отраслью». «Емкость российского рынка запчастей огромна, - сказал в свою очередь руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. - Сможет ли параллельный импорт полностью закрыть потребности в запчастях, будет зависеть от ряда факторов, таких как: объемы параллельного импорта, наличие необходимого количества запчастей на складах поставщиков, возможность и сроки поставки запчастей в таких объемах». Не только уход иностранных автопроизводителей с российского рынка, но и наложившийся на этот фактор уход с российского рынка крупных контейнерных перевозчиков негативно влияет на сферу авторемонта, добавил он. Прогнозы страховщиков относительно возможностей параллельного импорта на рынке авторемонта устранить дефицит автозапчастей разнятся, показал опрос агентства. Участники разделились на две группы - более или менее оптимистичных в оценках таких перспектив. Одни считают, что дефицит автозапчастей для ремонта в РФ сохранится до конца 2022 года и в 2023 году, другие прогнозируют улучшение ситуации в скором времени. По мнению управляющего директора по автострахованию компании «Ренессанс страхование» (MOEX: RENI) Сергея Демидова, в перечень основных трендов в урегулировании убытков по автокаско в I полугодии входят значительный рост стоимости запчастей, их дефицит (чаще локальный, что приводит к необходимости оперативной замены СТОА или организации поставки запчастей) и быстрое изменение стоимости. Способом преодоления «полосы препятствий» стал «пересмотр бизнес-процессов урегулирования для возможности оперативной замены СТОА при необходимости». «В первом полугодии 2022 года автостраховщики, авторемонтники и автовладельцы столкнулись, в первую очередь, со снижением доступности запчастей», - констатирует директор департамента страховых выплат СК «АльфаСтрахование» (MOEX: ALFS) Александр Харагезов. «Поставки официальных импортеров встали на паузу, а еще имеющиеся в наличии, но редкие запчасти стали продаваться по спекулятивным ценам. Сроки ожидания запчастей у дилеров сильно возросли. Дилеры стали больше ремонтировать поврежденные запчасти вместо их замены. При отсутствии каких-либо комплектующих мы были вынуждены платить клиенту деньгами, если он не готов был ждать. Сейчас ситуация меняется», - сказал он агентству. Начальник управления методологии блока урегулирования убытков «Росгосстраха» (MOEX: RGSS) Алексей Бондарев согласился с коллегами: «Основной тренд в урегулировании в моторных видах - сложность поиска и приобретения запасных частей для ремонта». Он уточнил, что проблема касается лишь части комплектующих, ситуация в самом деле постепенно меняется, есть тенденция к нормализации. «Мы видим, что в целом запасные части сегодня в России можно приобрести на любые марки и модели автомобилей, но такого ассортимента, как был ранее, нет ни у одного поставщика», - сказал Бондарев. Соответственно меняется процесс урегулирования. «Мы сталкиваемся со случаями, когда, например, большинство комплектующих для ремонта автомобиля есть в наличии у дилера, но при этом одной-двух деталей нет ни у наших партнеров, ни на российском рынке в целом, а сроки поставки неизвестны. Такая ситуация наблюдается последние месяцы, прогнозируем, что, к сожалению, она сохранится в дальнейшем», - сказал он. Но и такую ситуацию представитель «Росгосстраха» не готов «считать патовой». «Мы можем подобрать клиенту при его согласии другую станцию для ремонта, где есть все нужные запасные части, например, не у официального дилера марки, а универсальную СТОА. Сегодня универсальные станции техобслуживания в состоянии осуществить восстановительный ремонт необходимого качества, особенно если речь идет о не самых значительных повреждениях. Также можем предложить ремонт с использованием аналоговых запасных частей. Это в подавляющем большинстве случаев не сказывается на качестве восстановительного ремонта, но в нынешних условиях позволяет сократить сроки ожидания ремонта с 4 недель, а иногда и 2 месяцев, до 2-5 дней - в зависимости от объема повреждений автомобиля», - привел примеры из практики Бондарев. Если клиент не готов ждать, ему предлагают денежную выплату. «Это позволяет автовладельцу самостоятельно организовать ремонт, найти и заказать запасные части - в том числе бывшие в употреблении детали. Для нас, как для страховой компании, по условиям подавляющего большинства действующих договоров каско, это недопустимо», - добавил представитель «Росгосстраха». Об увеличении сроков поставок запасных частей для авторемонта говорят и в компании ВСК, это, естественно, привело к увеличению сроков ремонта. «Большинство клиентов согласны ждать, о чем дают свое письменное согласие. В то же время, хоть и медленно, но ситуация будет стабилизироваться с восстановлением альтернативных логистических цепочек поставки запасных частей», - полагают в компании. Как показал опрос агентства, сотрудничество страховщиков с партнерскими СТОА и даже со страхователями на этапе урегулирования убытков становится плотнее. Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов привел агентству иллюстрирующие примеры. «Случается, что страхователь самостоятельно находит на рынке и приобретает за свой счет необходимые для ремонта автозапчасти, а каско-страховщик впоследствии возмещает ему эти расходы, оплачивает работу ремонтникам в рамках страховой выплаты по автокаско. Или страховщик сам покупает для СТОА необходимые для ремонта конкретного автомобиля запчасти. Появилась практика, при которой страховщик приобретает запас часто бьющихся автозапчастей и формирует их запас на складах ремонтников для обеспечения нужд своих страхователей». Больше трудностей ожидает автовладельцев, машины которых нуждаются в кузовном ремонте. «Однако пока в целом объемы параллельного импорта пока не обеспечивают перелома ситуации с дефицитом запчастей, узлов и деталей для авторемонта», - признает он. По словам Ефремова, заметны изменения в структуре национального автопарка, «расширяются поставки в Россию китайских, корейских автомобилей, ожидаются поставки машин, произведенных в Индии и Иране». Кроме того, российские регионы ищут свои решения возникающих задач. Так, в Приморском крае отмечают рост в 2-3 раза количества завезенных в РФ б/у автомобилей с начала года, сказал Ефремов. «При этом речь идет не об автомобилях со сроком эксплуатации 7-10 лет, но о машинах, выпущенных 2-3 года назад, а цена на них примерно на 20% ниже средней, сложившейся на рынке», - сказал он. В сложившихся условиях, несмотря на неопределенность в поставках и увеличение сроков ожидания авторемонта, российские автовладельцы в целом проявляют понимание и терпение. Косвенным свидетельством этого может служить статистика Службы финансового уполномоченного, предоставленная «Интерфаксу». «За первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года доля обращений в службу, касающихся несогласия с качеством выполненного ремонта в автокаско, выросла незначительно - с 3,3% до 3,7%. Доля обращений, связанных с такими же спорами из-за некачественного ремонта при выплатах в натуральной форме в ОСАГО, «сократилась за период с 0,9% до 0,8%». Всего в службу поступило 2,7 тыс. обращений потребителей в I полугодии этого года по спорам, связанным с автокаско, за тот же период прошлого года их поступило в службу 3 тыс.», - сообщили в службе. Денежные выплаты в автокаско не превышают 10% Согласно статистике страховых компаний, участвовавших в опросе, доля клиентов, которые предпочли денежные выплаты авторемонту по полису автокаско, не превышает 10%. Это означает, что остальные 90% страхователей считают, что автостраховщики лучше справляются с организацией авторемонта. «Большинство автовладельцев не уверены, что денежной выплаты, рассчитанной по калькуляции при наступлении убытка по полису автокаско, им хватит, чтобы самостоятельно оплатить ремонт, они предпочитают предоставить заботу о ремонте автомобиля страховщику», - считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Натуральная форма возмещения является приоритетной в рамках действующих и заключаемых договоров страхования, подтверждают в ВСК и других страховых компаниях. При невозможности реализации формы возмещения, предусмотренной условиями договора страхования, клиентам ВСК предлагается как альтернатива выплата в денежной форме. «В текущий момент доля денежных выплат по частичному ущербу составляет 9%, в 2021 году значение показателя находилось на уровне 4%. Явного негатива к такой форме выплаты со стороны клиентов не наблюдается, часть их сами обращаются с инициативой сменить форму выплаты на денежную, чтобы осуществить организацию ремонта собственными силами», - сообщили в компании. Денежная выплата по полису автокаско «предлагается сейчас в среднем по рынку примерно в каждом десятом случае», согласно оценке компании «Ренессанс страхование». У большинства компаний «такие замены возможны только с согласия клиента», обратил внимание управляющий директор по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. Клиент может предпочесть эту форму урегулирования, «если планирует сэкономить часть компенсации, установив б/у запчасти. Есть более экзотические случаи, например, когда владелец автомобиля имеет возможность ремонта в ближайших зарубежных странах, где есть в наличии необходимые запчасти. Скорее всего, ситуация изменится в течение ближайших нескольких месяцев», - считает Демидов. «Замены выплат в натуральной форме на денежные случаются в автокаско, но эта доля очень незначительна», подтверждают данные коллег в «Совкомбанк Страховании»: «Преимущественно клиенты по каско предпочитают ремонт, этот тренд не меняется. Денежная форма возмещения предполагает дополнительные временные затраты на восстановление автомобиля. Через страховую компанию сделать ремонт гораздо удобнее, чем получить денежное возмещение и ремонтировать транспортное средство самостоятельно». В «Ингосстрахе» правилами страхования также предусмотрена замена натуральной формы возмещения ремонта на денежную выплату. «В отсутствие возможности произвести ремонт в удовлетворительные сроки, страхователь может получить деньги по калькуляции», - пояснил Княгиничев. По его словам, «этой услугой во втором квартале текущего года воспользовались около 6% клиентов, что превышает показатели первого квартала». К концу года, по оценкам страховщика, «цифра не превысит 10-15%». Рост средней цены убытка на 30% Средний рост стоимости корзины запчастей для легковых автомобилей в рассматриваемый период составил 32%, а доля расходов на запчасти в стоимости ремонта после ДТП составляет 60-70%, привел данные Демидов из «Ренессанс Страхования». «Как следствие, тарифы (и убытки) по каско выросли в среднем по рынку на 25-30% в I полугодии», - констатировал он. Снижение цен в дальнейшем возможно «после прекращения ситуации с дефицитом» запчастей, следствием чего может стать выравнивание цен на автозапчасти. Скорее всего, «какое-то заметное изменение мы увидим уже в следующем году, если не произойдет никаких серьезных изменений экономической конъюнктуры», с осторожностью прогнозирует Демидов. В «Совкомбанк Страховании» сообщили, что в среднем рост стоимости полисов каско не отличается от рыночных показателей и составляет от 15% до 20% в зависимости от марки, модели, стоимости транспортного средства и других параметров. «Будут ли иные изменения тарифов - предсказать сложно, так как все зависит от изменения ситуации с поставками автозапчастей, за которой мы пристально наблюдаем. Выплаты по автокаско изменились прямо пропорционально росту стоимости запчастей», - считают в компании. Рост расходов на урегулирование в автокаско в «Совкомбанк Страховании» оценивают в среднем примерно на 30% - «как и у всех игроков страхового рынка». Согласно аналитике ВСК, «по сравнению с 2021 годом цены на запасные части выросли на 15,3%, на лобовые стекла - на 27,3%, а общее удорожание ремонта автотранспорта составило 16,7% из-за роста цен на запчасти». Цены на авторемонт ударили по ОСАГО Главная проблема авторемонта сегодня - это проблема запчастей, разделяет мнение автостраховщиков исполнительный директор РСА Уфимцев. Он отметил, что ситуация с авторемонтом затрагивает и страховщиков ОСАГО, причем не только, когда выплата в ОСАГО организуется в натуральной форме. Ценовые справочники восстановительного ремонта транспортных средств прямо влияют на расчет выплаты в ОСАГО. С 19 июля в РФ действуют обновленные справочники стоимости запчастей, в них корзина наиболее часто бьющихся деталей подорожала, по оценке РСА, на 28,7%. Это прямо влияет на рост показателя средней выплаты в ОСАГО. Говоря о ситуации с растущими ценами на автозапчасти на российском рынке, Уфимцев обратил внимание на еще один аспект. «Сегодня, к примеру, действует правило, согласно которому страховщик ОСАГО при организации выплаты не может использовать при расчете те цены на автозапчасти, которые составляют менее 20% от цены, установленной производителем на оригинальные запчасти или детали. Но если автопроизводители из недружественных стран покинули РФ, если в стране с их уходом не осталось ценовых ориентиров, от которых можно оттолкнуться, то прежнее правило становится препятствием при организации авторемонта. Парадокс в том, что ряд иномарок производились в нашей стране, здесь было налажено локальное производство и автозапчастей, они изготавливались в заводских условиях... При этом мы видим, что автопроизводители из недружественных стран существенно и необоснованно взвинтили цены на автозапчасти. Если оригинальных запчастей нет на рынке и продавцам «неоригинала» не на что ориентироваться, цены на аналоги показывают очень высокую волатильность», - отметил Уфимцев. Российской автомобильной отрасли, скорее всего, потребуется комплексно и системно решать вопросы сертификации новых и б/у автозапчастей, создавать систему контроля за их оборотом. Понятно, что эта задача глобальная, она выходит за пределы компетенции страховщиков, считает он. Одновременно Уфимцев высказался против упрощенного подхода при сравнении условий урегулирования в натуральной форме в ОСАГО и в добровольном автокаско: «Следует учитывать, что добровольное страхование по программам автокаско - имущественный вид бизнеса, он сильно ориентирован на сервисную составляющую, предполагает принципиально большую гибкость в подходах к условиям страхования и урегулирования убытков, широкие возможности сторон договора менять условия соглашения. У ОСАГО - как обязательного вида страхования ответственности - иные цели и задачи». Уфимцев признал своевременность решения Банка России, опубликованного на этой неделе, которое касается расчета стоимости восстановительного ремонта в ОСАГО. Регулятор сообщил, что с 11 сентября этого года российские страховые компании будут учитывать «цены аналогов запчастей в ценовых справочниках для расчета стоимости ремонта в рамках ОСАГО, если оригинальная деталь отсутствует на рынке». Соответствующие изменения в указание ЦБ о тарифах в ОСАГО зарегистрированы в Минюсте РФ. Кроме того, как сообщалось 2 сентября, Банк России отреагировал на ситуацию давления растущих цен в авторемонте на убыточность в ОСАГО, регулятор принял решение о расширении верхней и нижней границ базового тарифного коридора в ОСАГО на 26%, указание о новых тарифах вступает в силу с 13 сентября 2022 года. Решение принималось на основе проведенных актуарных расчетов, с учетом анализа данных о динамике роста убытков. «Необходимость корректировки базовых тарифов подтверждена актуарными расчетами», - сообщил ЦБ. Полисы автокаско дорожают Полисы автокаско растут в цене в первую очередь из-за подорожания самих автомобилей и увеличения их страховой стоимости, тарифы в автокаско практически не меняются, на это накладывается давление растущей убыточности. Чтобы сохранить ценовую доступность, страховщики предлагают различные программы «усеченного» или «мини» каско, с ограниченным набором рисков и сервисов, активно выпускаются программы страхования б/у автомобилей, варьируют франшизы. Тем не менее полисы автокаско подорожали в среднем с начала года на 10-20%, прогнозировать поведение цен на автокаско до конца года автостраховщики не берутся. Средняя стоимость полиса автокаско в «Ингосстрахе» (с учетом продуктов с сокращенным покрытием), как и средняя выплата по этому виду страхования, выросли примерно на 10%, сообщил Княгиничев. Дальнейшие перспективы изменения цен зависят от возможностей наполнить рынок альтернативными запчастями и их стоимости с учетом осложненной логистики поставок. Возможны колебания, как в одну, так и в другую сторону. «В 2022 году средняя стоимость полиса по полному каско выросла по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, при этом средний тариф остался на прежнем уровне - то есть, повышение связано с ростом средней стоимости страхуемых автомобилей», - говорит директор направления по управлению портфелем каско «Росгосстраха» Ольга Асташкина. Опрошенные агентством автостраховщики сошлись во мнении, что спрос на программы автокаско и повышение их актуальности для клиентов в новых условиях нестабильности цен на авторемонт сохранятся при остающемся дефиците поставок автозапчастей. Так, в «Росгосстрахе» не прогнозируют снижения спроса на каско. «В текущей нестабильной ситуации ценность полиса каско возрастает. Полис позволяет не только защитить себя от классических рисков, но и подстраховаться от инфляционных рисков, которые непредсказуемо влияют на рост стоимости запчастей и ремонта. На некоторые позиции сейчас рост стоимости уже более 5 раз по сравнению с январем 2022 года. В такой ситуации надежд на ремонт автомобиля после аварии из собственного кармана или за счет выплаты по ОСАГО остается все меньше», - заключила Асташкина. Как сообщил «Интерфаксу» эксперт страхового рынка, общая статистика сегмента автокаско за I полугодие текущего года, скорее всего, не будет отражать драматического накала, вызванного наложением целого ряда негативных факторов в сфере урегулирования убытков. Общие премии каско-страховщиков покажут рост, обусловленный переоценкой страховой стоимости автомобилей, новые договоры каско заключаются уже с учетом новых цен на автотранспорт. insur-info.ru

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page