Простые вещи: ОСАГО отвязали от техосмотра
Почему техосмотр не нужен для оформления ОСАГО Как рассказал «Известиям» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, причиной новации было в числе прочего и то, что в России пока недостаточно станций техобслуживания, где оперативно можно пройти техосмотр. Кроме того, Аксаков отметил, что многие операторы СТОА говорят о необходимости поднимать стоимость услуги, и только тогда готовы открывать новые точки. — Но главное, что водители не могут без диагностической карты приобрести полис ОСАГО. И если они окажутся на дороге без страховки и попадут в ДТП, могут возникнуть проблемы с возмещением ущерба — страховые компании могут применить к ним регресс. То есть выплатить потерпевшему необходимую сумму, а потом предъявить требование к виновнику этот ущерб покрыть. Теперь это будет невозможно, и в Российском союзе автостраховщиков (РСА) нас полностью поддержали, — рассказал парламентарий. Водители бдительны По словам Аксакова, сейчас большинство автомобилистов максимально ответственно относятся к обслуживанию своих машин. Если они обслуживают автомобили не у дилеров, то на привычных и знакомых станциях. — При этом такая станция может даже быть не аккредитована как официальная точка техосмотра для оформления диагностических карт, — уточнил Аксаков. — Но в такой ситуации важнее не наличие карты, а качество обслуживания. Водители дорожат своими автомобилями и регулярно их ремонтируют и обслуживают. Но делают это не для того, чтобы получить диагностическую карту, а чтобы сохранить свой автомобиль и безопасно ездить. Он напомнил о том, что в ГИБДД уже выступили за то, чтобы отменить обязательный техосмотр для частных легковых машин. Одновременно в ведомстве планируют сделать эту процедуру более жесткой для автомобилей такси и другого коммерческого транспорта. Всё это, уверен депутат, повысит доступность полисов ОСАГО. Что будет с регрессом Как заверил Аксаков, с теми, кто решит предъявлять к водителям легковых автомобилей без техосмотра регресс, «обязательно разберутся». Он отметил, что это право сохранится у страховых компаний только в отношении коммерческого транспорта. Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев объяснил «Известиям», что изначально в РСА предлагали такие изменения в законодательство, которые бы полностью исключили все упоминания о техосмотре в законе об ОСАГО. — То есть в законе об ОСАГО не должно было быть ничего о техосмотре, ни в плане прохождения, ни в плане регресса. Мы считали, что это направление можно регулировать другими документами или нормативными актами. Так как сейчас из закона убрали только часть того, что мы предлагали, то мы готовы с Минфином обсудить, нужно ли оставлять слово «регресс» и по каким транспортным средствам, — пояснил Уфимцев. Он подчеркнул, что в РСА полностью поддержали отвязку продажи полисов ОСАГО от техосмотра: — Иногда в регионе нет оператора технического осмотра, или он закрыт, или там очередь. И водителю в любом случае нужно было сначала пройти техосмотр и только потом оформить полис ОСАГО. Такие сдерживающие факторы не давали страховщикам качественно выполнять свои задачи, а водителям своевременно приобретать ОСАГО. Наиболее серьезной ситуация была в феврале 2021 года, когда все ждали вступления в силу новых правил техосмотра в марте 2021 года, подразумевающих ужесточение требований к процедуре ТО и состоянию самого транспортного средства. Соответственно, решение разорвать взаимозависимость покупки ОСАГО и прохождения процедуры техосмотра мы считаем абсолютно правильным. По словам Уфимцева, это сыграет положительную роль для дальнейшего развития обеих отраслей: — К сожалению, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Среди прочих факторов можно отметить проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО. Также нередко возникала ситуация, когда срок действия диагностической карты заканчивался только завтра, а страховой полис истекал уже сегодня. Водители могли заключить договор ОСАГО и целый год ездить без актуальной диагностической карты, а значит, нести потенциальную опасность. Станет ли ОСАГО дороже В компании «АльфаСтрахование» уверены, что водителям станет удобнее. Там уточнили, что список документов для оформления полиса в этом случае не поменяется — просто из него будет исключена диагностическая карта. При этом заверили, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют: страховые компании вообще не будут контролировать факт прохождения ТО при оформлении полиса. Будут ли штрафы за езду без техосмотра В настоящее время автовладельца могут оштрафовать за отсутствие техосмотра согласно ч. 1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» на 500–800 рублей. Эксперт в области автострахования Сергей Беляков напомнил, что с марта 2022 года согласно действующему законодательству автомобилистов, которые будут выезжать на дороги без техосмотра, начнут штрафовать на 2000 рублей. Планируется, что в автоматическом режиме водителям будет приходить по одному постановлению в сутки. — Отвязка продажи полиса ОСАГО от техосмотра — это действительно удобно, тут не поспоришь, — говорит Беляков, — Но водителям не нужно воспринимать это как поблажку, позволяющую вообще не проходить техосмотр. Сейчас нужно быть особенно аккуратными. Никакой практики пока не сложилось, и я сомневаюсь, что страховщики в этой ситуации не попытаются получить максимум выгоды. Поэтому совет только один: обязательно проходите техосмотр в положенный срок. Руководитель аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко напомнил, что техосмотр по-прежнему обязателен для прохождения. Он рассказал, что станции техосмотра потратили уже немало средств, чтобы подготовиться к запланированному устрожению всей процедуры. — Нужно принимать последовательные и логические решения, сейчас я этого не вижу, — отметил Пархоменко. — При таком раскладе техосмотр нужно отменять вообще. Как изменился техосмотр Напомним, что с 1 марта 2021 года на станциях техосмотра должна проводиться фотофиксация при заезде и выезде из технического сервиса. Фотографии, а также координаты места проведения технического осмотра, время начала и окончания процедуры вместе со сведениями технического диагностирования заносятся в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД. Диагностическая карта стала электронной и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. После прохождения процедуры техосмотра сведения о нем будут занесены в ЕАИС ТО, в которой будут храниться не менее пяти лет. insur-info.ru