Маленькая копия большого рынка

Формирующийся российский рынок услуг страховых брокеров по своим структурным характеристикам (высокому уровню концентрации, списку лидеров, ориентации на предоставление сервисных услуг) становится все более похожим на западный. Единственное отличие – практически полное отсутствие российских страховых брокеров на рынке розничного страхования.
По данным Swiss Re, в 2002 году 31% мировой совокупной брокерской выручки (без учета комиссии по договорам страхования жизни) получила компания Marsh McLennan, 23% – Aon, 7% – Willis. То есть на долю трех компаний приходился 61% мировой брокерской комиссии. На мировом рынке услуг перестраховочных брокеров четыре компании собрали 78% совокупной комиссии. Российский рынок страховых брокерских услуг тоже высоко концентрирован. Значительное число договоров, заключенных при посредничестве страховых брокеров, приходится на «Аон Рус», «Марш», «Виллис СНГ», «Малакут». При этом первые три компании являются «дочками» мировых лидеров рынка брокерских услуг.

Сократились в десять раз
К 1 июля 2008 года, ровно через год после вступления в силу требования о наличии лицензии, брокерскую лицензию ФССН получили 115 страховых брокеров, документы еще двух находились на рассмотрении в ФССН. Из тысячи с лишним зарегистрированных до начала лицензирования страховых брокеров лицензии получила только десятая часть. Если в развитых странах отношение числа страховых брокеров к числу страховых компаний составляет примерно 10:1, то у нас это соотношение на 1 июля 2008 года составило 14:100.
Российских страховых и перестраховочных брокеров за некоторыми исключениями можно условно разделить на три группы: мировых гигантов, в первую очередь ориентированных на работу с международными клиентами и заинтересованных в сотрудничестве с крупными российскими предприятиями; кэптивные компании, созданные при различных индустриальных холдингах; небольшие отечественные компании, в основном специализирующиеся на рознице. Национальный рынок страховых брокерских услуг отличается высокой поляризацией, на нем практически полностью отсутствует «средний класс». По данным ФССН, на рынке работают либо небольшие фирмы (от 1 до 10 человек), либо крупные компании (от 20 до 50 человек).
Объем российского рынка услуг страховых брокеров, как и их относительное число, значительно ниже средних показателей стран Запада. По оценкам «Эксперт РА», основанным на данных 33 страховых компаний, в 2006–2007 годах через страховых и перестраховочных брокеров собиралось в среднем 6–8% страховых взносов (до 12% взносов крупных страховщиков). На Западе через страховых брокеров собирается от 10–20% (континентальная модель) до более чем 50% (англо-американская модель) страховых премий.

Проводники инноваций
Услуги страховых брокеров в России наиболее востребованы в технически сложных видах страхования, таких как морское страхование, страхование космических рисков, авиационных и строительно-монтажных рисков, банковских рисков и так далее.
Страховые брокеры не просто оказывают услуги по заключению и сопровождению договоров страхования, но и выступают консультантами по риск-менеджменту на предприятиях. На Западе в число прочих услуг страховых брокеров входят консультации по альтернативным способам управления рисками, слияниям и поглощениям, услуги по управлению активами, стратегическому планированию, управлению персоналом. Крупные страховые брокеры участвуют в разработке компьютерных систем по управлению рисками для различных предприятий. В России консультации дают обычно только крупные страховые брокеры, имеющие наиболее квалифицированный персонал, причем на консультационные услуги у них приходится до 15% от всего бизнеса.
«Дочки» иностранных страховых брокеров являются проводниками различных инноваций на рынке корпоративного страхования. «Страховые брокеры формируют спрос и, если можно так выразиться, моду в промышленном страховании. Почти все нововведения в этой сфере инициируются брокерами. Пытаясь как-то качественно выделиться среди коллег по рынку, страховые брокеры порой рассказывают потенциальному клиенту о нетипичных и нестандартных страховых продуктах. В условиях жесткой конкуренции страховщикам не остается другого выбора – они вынуждены встраиваться в эту систему взаимоотношений, принимая навязываемые правила игры и предоставляя нестандартные виды страхового покрытия», – комментирует Александр Чуйков, начальник управления промышленного страхования ОАО «КапиталЪ Страхование».

Рынок страховых компаний
Если на рынке корпоративного страхования страховые брокеры уже стали законодателями мод, то их роль на рынке розничного страхования пока сводится к минимуму. По оценкам «Эксперт РА», в 2007 году лишь менее 5% взносов по договорам, заключенным при участи страховых брокеров, приходилось на договоры розничного страхования.
Причины – низкий объем добровольного спроса на страховые услуги, возможность пользоваться услугами страховых компаний напрямую, то есть наличие частичных субститутов – страховых агентов. «В розничном страховании брокеры сейчас фактически выступают конкурентами страховых компаний, поскольку подавляющее большинство страховщиков по разным причинам предпочитают развивать собственную сеть (в том числе для повышения узнаваемости бренда и инвестиционной привлекательности). Похоже, если говорить о рознице, пока у нас явно складывается рынок страховых компаний, carrier-driven market, а не брокерский, broker-driven market», – отмечает Андрей Долгополов, председатель совета директоров ЗАО «Страховой брокер «Малакут».
Еще одна причина низкой популярности страховых брокеров в России – запрет на получение комиссии за посредническую деятельность от страховых компаний. На Западе страховые брокеры, представляя интересы страхователей, могут получать комиссионное вознаграждение как от страхователя, так и от страховщика. Проблема возникающего при этом морального риска решается за счет полного раскрытия структуры и размера брокерского вознаграждения. «Почему нельзя действовать в интересах страхователя, а получать комиссию от страховщика? Совершенно нормальный подход, при котором страховые брокеры рассматриваются как еще один канал распространения страховых продуктов – наравне с агентами, Интернетом, филиальной сетью и так далее. Некоторые страховые компании ориентированы на работу с брокерами, и объем премий, подписанных через брокеров, у многих достигает значительных показателей. Совершенно логично, что страховой брокер как продюсер бизнеса получает комиссионное вознаграждение от страховщика. При этом он действует исключительно в интересах клиента. Так работает весь мир, а в России продолжают изобретать велосипед», – рассуждает г-н Долгополов.
Лицензирование страховых брокеров может дать импульс развитию и становлению отечественных брокерских компаний, работающих именно в розничном страховании, то есть там, где они не будут конкурировать с лидерами мирового рынка брокерских услуг.


expert.ru
Комлева Н.В.

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page