Европрокол
Не все страховые компании смогут дожить до 1 марта, когда вступят в силу поправки к закону об ОСАГО, разрешающие оформлять аварии без участия гаишников, кто-то недосчитается денег для погашения банковских кредитов, кто-то клиентов. А тех, что останутся, ждет испытание, сравнимое разве что с крупным ДТП.
В соответствии с поправками водителям разрешается самим оформлять протокол происшествия в том случае, если в аварии никто не пострадал, а ущерб, принесенный имуществу, не превышает 25 тысяч рублей. Второе нововведение касается появления прямого возмещения убытков, которое дает право потерпевшему в ДТП обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию.
По замыслу авторов новаций в результате их внедрения на дорогах станет свободнее – водители не будут перекрывать движение на два часа из-за разбитой фары. А пострадавшие смогут получать деньги быстрее и без лишних хлопот. Однако эксперты уверены, что «вольность» в оценке ущерба приведет к злоупотреблениям: ведь реально определить его может только профессионал. Это может сыграть на руку тем, кто вымогает деньги «подставами» на дорогах.
По словам эксперта СК «Русский мир» Андрея Знаменского, у страхователей могут возникнуть проблемы с заполнением документов. «На сегодняшний день нет четких объяснений, каким образом страхователи должны заполнить извещение, как именно распределяются их обязанности по представлению документов в страховую компанию. А главное, какую ответственность они должны понести, если свою обязанность не выполнят», – считает он и советует на первых порах, пока система не будет «обкатана», все же вызывать сотрудников ГИБДД. Кроме того, пока даже не разработаны типовые схемы, которые нужно заполнять на месте аварии по «европротоколу».
По общему мнению экспертов, введение «европротокола» приведет к росту мошенничества, связанного с выплатами. Элементарная схема: ДТП с участием грузовика и легкового автомобиля, в котором виновник – последний, и у него больше повреждений. Владельцы этих транспортных средств могут договориться, чтобы виновником был водитель грузовика, и поделить страховое возмещение пополам. В ином случае потерпевший сможет получить небольшую выплату лишь за незначительные повреждения. Кстати, во Франции, где впервые ввели «европротокол», СК уже столкнулись с этой проблемой.
Страховщики видят для себя угрозу и в прямом возмещении убытков. Если говорить о технологии, то СК сначала должна выплатить компенсацию своему клиенту и только потом выставить материальные претензии СК, в которой застрахован виновник ДТП. «В случае если какая-то компания уйдет с рынка, вся финансовая нагрузка ляжет на другие компании, – говорит Андрей Знаменский. – Компании будут подолгу согласовывать суммы выплат, что не пойдет на пользу их клиентам».
При этом эксперты прогнозируют сокращение сборов страховых компаний по ОСАГО, так как объемы продаж новых автомобилей будут падать. В результате СК будут вынуждены обращаться к своим страховым резервам, чтобы производить страховые выплаты. Не все СК успели поработать над тем, чтобы перевести свои резервы в наличные. И, соответственно, кризис ликвидности может привести к «кассовому разрыву», когда страховые выплаты нечем будет покрывать.
Страховой бизнес и так переживает не лучшие времена: в ряде регионов продажа полисов ОСАГО стала убыточной. А изменения порядка оформления ДТП и грядущее введение системы прямого возмещения убытков ставят под сомнение дальнейшее существование многих компаний. Представители большинства фирм считают, что единственный способ не дать развалиться рынку ОСАГО – пересмотреть поправочные коэффициенты и повысить тарифы по «автогражданке» в среднем на 32 процента.
«Рынок не переживет поправок: введение упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков при неизменных тарифах вызовет рост убыточности до 98,9 процента на 1 июля 2010 года и до 109 процентов на 1 июля 2011 года. Все это неминуемо приведет к масштабному кризису рынка ОСАГО», – считает Павел Самиев, заместитель генерального директора агентства «Эксперт РА», которое проводит регулярные исследования рынка страховых услуг.
Между тем минфин идет навстречу страховщикам. В министерстве готов проект постановления правительства «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Минфин ожидает, что корректировка коэффициентов будет способствовать повышению роста премий по ОСАГО на 10–15 процентов.
Базовые тарифы минфин решил оставить прежними, тем не менее с учетом новых по правок в ряде городов ОСАГО станет дороже. Минфин, оценив убыточность по ОСАГО в каждом регионе, перегруппировал города по территориальным коэффициентам, а также внес ряд корректив в другие коэффициенты.
Российская бизнес-газета
Евпланов А.