Минфин и ФСФР готовят революцию на страховом рынке

Бизнес станет более прозрачным, но может не досчитаться сотен игроков

За страховыми компаниями государство будет надзирать не менее жестко, чем за банками. И по тем же принципам и правилам. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) установит перечень относительных нормативов, влияющих на финансовую устойчивость подопечных, и будет отслеживать показатели в режиме реального времени. По оценке участников рынка, в результате реформы число операторов, а их сейчас в России более 600, может сократиться втрое. Работу контролирует Минфин, который готовит поправки в закон «Об организации страхового дела», предусматривающие для ФСФР возможность установить такие показатели. По информации «Известий», проект предполагается внести в Госдуму в декабре 2011 года.
— Мы намерены предусмотреть в законе возможность для ФСФР оценивать деятельность страховщиков на основе специальной системы финансовых показателей, — рассказал «Известиям» ведущий советник отдела регулирования страховой деятельности Минфина Михаил Яковлев. — На их основе ФСФР сможет ранжировать страховые компании по степени риска, относя их к той или иной группе.
По словам Яковлева, коэффициенты разработает и утвердит орган страхового надзора по согласованию с Минфином. Перечень будет принят в качестве подзаконного акта.
Как сообщила «Известиям» заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, нормативы для страховщиков позволят выявлять первые признаки проблем в режиме ранней диагностики. Как это происходит в банковском надзоре.
— ЦБ за последнее десятилетие добился серьезного продвижения в отношении прозрачности банковского сектора. Если ФСФР хотя бы частично реализует аналогичную стратегию на страховом рынке, хуже точно не будет, — уверен заместитель генерального директора — член правления СК «РОСНО» Арташес Сивков.
Как сообщила «Известиям» Юлия Бондарева, то, какими именно будут коэффициенты, их количество, а также сами цифры еще обсуждается с другими ведомствами, экспертами и страховым сообществом. А эксперт из Минфина уточнил, что в данном случае речь идет не об абсолютных показателях, таких как размер уставного капитала и чистые активы, а об относительных — комбинированной убыточности (нетто-убыточности), достаточности капитала, долговой нагрузке на капитал, соотношении ликвидных активов и краткосрочных обязательств, степени перестраховочной защиты и др.
Юлия Бондарева добавляет, что будет предложен еще целый ряд коэффициентов: например, соотношения капитала к нетто-резервам, отношения дебиторской задолженности к собственным средствам, отношения кредиторской задолженности к собственным средствам. По словам Бондаревой, эксперты указывают, что к основным нормативам могут быть введены дополнительные, на основании которых можно будет судить о потенциале развития страховщика. Речь идет, например, о доле расходов на проведение страховых операций и отношении источников собственных средств к валюте баланса.
— Мы будем опираться как на опыт развитых стран, так и вводить нормативы, учитывающие особенности страхового бизнеса в России, — говорит Юлия Бондарева.
Как считает Михаил Яковлев, относительные нормативы позволяют более объективно сравнивать эффективность работы и надежность страховщиков, а также осуществлять текущий мониторинг их финансового состояния.
— Такие показатели позволят выявлять негативные тенденции на страховом рынке. Например, отслеживать демпинг, выявлять случаи фронтирования (передача в перестрахование 100% принятого страховщиком риска). Тем самым эти показатели смогут выполнять роль определенных индикаторов, которые будут сигнализировать ФСФР о необходимости сосредоточить внимание на конкретном страховщике, — пояснил Яковлев. — Выявление несоответствий однозначно не свидетельствует, что компании будет выдано предписание или отозвана лицензия. Но страховщик может попасть в план проверок.
Банки в начале 2000-х пытались сопротивляться введению обязательных коэффициентов. Страховщики более спокойно относятся к революционным преобразованиям своей отрасли. Но новые меры, предполагают некоторые из них, помимо повышения прозрачности и снижения рисков, могут привести к росту тарифов и сворачиванию бизнеса целым рядом мелких и средних игроков. По приблизительной оценке Арташеса Сивкова из РОСНО, в результате реформ с рынка могут уйти не менее 20% операторов. А на взгляд гендиректора компании «АльфаСтрахование» Владимира Скворцова, масштаб «бедствия» может быть значительно больше — в течение следующих 2–3 лет мы увидим сокращение количества игроков до 150–200. При этом, скорее всего, на работе ведущих операторов новые условия негативно не отразятся.
— За каждым из страховщиков первой десятки стоят серьезные акционеры, которые в случае необходимости реструктурируют существующий портфель компании, — отмечает Арташес Сивков.
При этом и.о. руководителя дирекции развития страхования СК «МАКС» Алексей Володяев не исключает, что ряд страховщиков из топ-50 не смогут перестроится и вынуждены будут свернуть свою деятельность.
Что касается тарифов, то страховщики не думают, что они сильно увеличатся.
— Возможно, на проценты, но не в разы, — полагает Алексей Володяев.
Юлия Бондарева из ФСФР подчеркнула, что резких шагов регулятор не сделает и каждому страховщику будет дано время, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми показателями.
— Необходим своего рода переходный период, в течение которого страховщики могли бы произвести улучшения и изменения в свои операционные, учетные системы, — считает Владимир Скворцов из «АльфаСтрахования», — то есть расчет основных коэффициентов в режиме реального времени сейчас практически невозможен. Но думаю, что такой период не должен растягиваться на годы и введение подобного мониторинга вполне реалистично с 1 января 2013 года.
Как рассказал Михаил Яковлев из Минфина, также новый инструмент регулирования получит и чисто практическое применение. Его можно будет использовать при определении победителей конкурсов на получение госзаказа. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) давно выступала с предложением утверждения перечня нормативов оценки страховщиков не по абсолютным, а по относительным критериям, которые более четко демонстрируют финансовую устойчивость и платежеспособность компании. В результате победителями могут оказаться не лидеры рынка, а небольшие, но не менее надежные страховщики.
— Хотелось бы, чтобы мы наконец постепенно отошли от ситуации, когда чуть ли не единственным критерием для государственных закупщиков является цена, — надеется Алексей Володяев.
Пока что, отмечает он, 80% успеха на конкурсе зависит именно от цены и побеждают те, кто демпингует. Владимир Скворцов из «АльфаСтрахования», в свою очередь, не сомневается, что при новой системе регулирования занижение расценок будет уже невозможно.


Известия

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page