Минфин и ФСФР готовят революцию на страховом рынке
Бизнес станет более прозрачным, но может не досчитаться сотен игроков
За страховыми компаниями государство будет надзирать не менее жестко, чем за банками. И по тем же принципам и правилам. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) установит перечень относительных нормативов, влияющих на финансовую устойчивость подопечных, и будет отслеживать показатели в режиме реального времени. По оценке участников рынка, в результате реформы число операторов, а их сейчас в России более 600, может сократиться втрое. Работу контролирует Минфин, который готовит поправки в закон «Об организации страхового дела», предусматривающие для ФСФР возможность установить такие показатели. По информации «Известий», проект предполагается внести в Госдуму в декабре 2011 года.
— Мы намерены предусмотреть в законе возможность для ФСФР оценивать деятельность страховщиков на основе специальной системы финансовых показателей, — рассказал «Известиям» ведущий советник отдела регулирования страховой деятельности Минфина Михаил Яковлев. — На их основе ФСФР сможет ранжировать страховые компании по степени риска, относя их к той или иной группе.
По словам Яковлева, коэффициенты разработает и утвердит орган страхового надзора по согласованию с Минфином. Перечень будет принят в качестве подзаконного акта.
Как сообщила «Известиям» заместитель руководителя ФСФР Юлия Бондарева, нормативы для страховщиков позволят выявлять первые признаки проблем в режиме ранней диагностики. Как это происходит в банковском надзоре.
— ЦБ за последнее десятилетие добился серьезного продвижения в отношении прозрачности банковского сектора. Если ФСФР хотя бы частично реализует аналогичную стратегию на страховом рынке, хуже точно не будет, — уверен заместитель генерального директора — член правления СК «РОСНО» Арташес Сивков.
Как сообщила «Известиям» Юлия Бондарева, то, какими именно будут коэффициенты, их количество, а также сами цифры еще обсуждается с другими ведомствами, экспертами и страховым сообществом. А эксперт из Минфина уточнил, что в данном случае речь идет не об абсолютных показателях, таких как размер уставного капитала и чистые активы, а об относительных — комбинированной убыточности (нетто-убыточности), достаточности капитала, долговой нагрузке на капитал, соотношении ликвидных активов и краткосрочных обязательств, степени перестраховочной защиты и др.
Юлия Бондарева добавляет, что будет предложен еще целый ряд коэффициентов: например, соотношения капитала к нетто-резервам, отношения дебиторской задолженности к собственным средствам, отношения кредиторской задолженности к собственным средствам. По словам Бондаревой, эксперты указывают, что к основным нормативам могут быть введены дополнительные, на основании которых можно будет судить о потенциале развития страховщика. Речь идет, например, о доле расходов на проведение страховых операций и отношении источников собственных средств к валюте баланса.
— Мы будем опираться как на опыт развитых стран, так и вводить нормативы, учитывающие особенности страхового бизнеса в России, — говорит Юлия Бондарева.
Как считает Михаил Яковлев, относительные нормативы позволяют более объективно сравнивать эффективность работы и надежность страховщиков, а также осуществлять текущий мониторинг их финансового состояния.
— Такие показатели позволят выявлять негативные тенденции на страховом рынке. Например, отслеживать демпинг, выявлять случаи фронтирования (передача в перестрахование 100% принятого страховщиком риска). Тем самым эти показатели смогут выполнять роль определенных индикаторов, которые будут сигнализировать ФСФР о необходимости сосредоточить внимание на конкретном страховщике, — пояснил Яковлев. — Выявление несоответствий однозначно не свидетельствует, что компании будет выдано предписание или отозвана лицензия. Но страховщик может попасть в план проверок.
Банки в начале 2000-х пытались сопротивляться введению обязательных коэффициентов. Страховщики более спокойно относятся к революционным преобразованиям своей отрасли. Но новые меры, предполагают некоторые из них, помимо повышения прозрачности и снижения рисков, могут привести к росту тарифов и сворачиванию бизнеса целым рядом мелких и средних игроков. По приблизительной оценке Арташеса Сивкова из РОСНО, в результате реформ с рынка могут уйти не менее 20% операторов. А на взгляд гендиректора компании «АльфаСтрахование» Владимира Скворцова, масштаб «бедствия» может быть значительно больше — в течение следующих 2–3 лет мы увидим сокращение количества игроков до 150–200. При этом, скорее всего, на работе ведущих операторов новые условия негативно не отразятся.
— За каждым из страховщиков первой десятки стоят серьезные акционеры, которые в случае необходимости реструктурируют существующий портфель компании, — отмечает Арташес Сивков.
При этом и.о. руководителя дирекции развития страхования СК «МАКС» Алексей Володяев не исключает, что ряд страховщиков из топ-50 не смогут перестроится и вынуждены будут свернуть свою деятельность.
Что касается тарифов, то страховщики не думают, что они сильно увеличатся.
— Возможно, на проценты, но не в разы, — полагает Алексей Володяев.
Юлия Бондарева из ФСФР подчеркнула, что резких шагов регулятор не сделает и каждому страховщику будет дано время, чтобы привести свою деятельность в соответствие с новыми показателями.
— Необходим своего рода переходный период, в течение которого страховщики могли бы произвести улучшения и изменения в свои операционные, учетные системы, — считает Владимир Скворцов из «АльфаСтрахования», — то есть расчет основных коэффициентов в режиме реального времени сейчас практически невозможен. Но думаю, что такой период не должен растягиваться на годы и введение подобного мониторинга вполне реалистично с 1 января 2013 года.
Как рассказал Михаил Яковлев из Минфина, также новый инструмент регулирования получит и чисто практическое применение. Его можно будет использовать при определении победителей конкурсов на получение госзаказа. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) давно выступала с предложением утверждения перечня нормативов оценки страховщиков не по абсолютным, а по относительным критериям, которые более четко демонстрируют финансовую устойчивость и платежеспособность компании. В результате победителями могут оказаться не лидеры рынка, а небольшие, но не менее надежные страховщики.
— Хотелось бы, чтобы мы наконец постепенно отошли от ситуации, когда чуть ли не единственным критерием для государственных закупщиков является цена, — надеется Алексей Володяев.
Пока что, отмечает он, 80% успеха на конкурсе зависит именно от цены и побеждают те, кто демпингует. Владимир Скворцов из «АльфаСтрахования», в свою очередь, не сомневается, что при новой системе регулирования занижение расценок будет уже невозможно.
Известия