Спасти страховой рынок может только чудо или повышение тарифов по ОСАГО
Обязательная «автогражданка» превращается для страховщиков в «наше все». И каким боком это «все» всем им выйдет, зависит от правительства. Можно просто ничего не делать и уже очень скоро «в расход» пойдут крупные операторы. По массовым добровольным видам (каско, ДМС) кризис проедется катком: сокращение объемов обернется потерей рентабельности по портфелю в целом.
У крупных некэптивных операторов начнет расти доля обязательных видов, и, в первую очередь, ОСАГО. Однако при нынешних тарифах, оно быстро превращается в убыточный бизнес, хотя бы из-за инфляции. С другой стороны, «автогражданка», если правительство внемлет мольбам страховщиков, поможет им пережить кризис. Хитрость в том, что спрос на обязательные полисы не столь эластичен, как по другим продуктам. Ибо отказ от него в данном случае означает отказ от личного (а для кого-то служебного) автотранспорта. То есть умеренное увеличение стоимости вообще не должно отразиться на количестве проданных страховок, зато оно приведет к пропорциональному росту премий. Машина, если она на ходу, на ходу и останется, у прежнего владельца или у нового — страховщику неважно. Чиновникам же ничего не стоит отрегулировать расценки таким образом, чтобы избежать и дополнительной нагрузки на бюджет (казенные учреждения тоже страхуют свой автопарк), и сколько-нибудь массового недовольства граждан. Коэффициентов много: в зависимости от «лошадей», возраста, стажа водителя, его страховой истории, территории использования, наконец. Какие-то можно даже понизить. Думаю, если речь зайдет о жизни и смерти рынка, лучше уж воспользоваться этими рычагами, нежели накачивать дешевыми деньгами не самый толковый в России страховой бизнес. Есть, правда, национальная особенность, способная обратить эффект. Если цена страховки начнет чрезмерно давить на карман заядлых водителей в ход пойдут «левые» и поддельные полисы, взятки гаишникам.
Финанс.