По вине водителей без полисов ОСАГО в РФ ежегодно погибает 3 тыс. человек, 17 тыс. получают травмы – депутат
По его оценкам, законопроект может быть принят до конца весенней сессии. С.Вострецов привел данные, согласно которым «ежегодно в результате ДТП по вине автовладельцев, не позаботившихся об обязательном для них страховании ответственности, умирают 3 тыс. человек и 17 тыс. человек становятся инвалидами из-за водителей. Проблема носит социальный характер и требует вмешательства», - сказал С.Вострецов. Депутат отметил, что задержка с обсуждением законопроекта была связана с тем, что в ряде регионов остается напряженной ситуация с доступностью приобретения полисов. Однако это совсем другая проблема, и ее необходимо решать отдельно. Те 50 млн автовладельцев в РФ, которые сами приобретают полисы ОСАГО, участвуют в дорожном движении, должны быть уверены в том, что их интересы защищены гарантированными страховыми выплатами, убежден С.Вострецов. Он напомнил, что репрессивная мера, принятая в свое время по эвакуации автомобилей, припаркованных без оснований на местах для инвалидов, дала результат. Сегодня эти места свободны, никто из водителей не хочет рисковать. На аналогичный эффект рассчитана и законодательная инициатива о кратном повышении штрафов за езду без полисов ОСАГО. Как сообщалось ранее, законопроект предусматривает повышение штрафов за езду без полисов ОСАГО с 500-800 рублей до 5 тыс. рублей. Также действующим законом предусмотрена возможность оплатить штраф в размере половины суммы. При этом установленный срок, в течение которого штраф может быть уплачен со скидкой в 50%, составляет не более 20 дней со дня вынесения постановления. «Таким образом, на практике получается, что недобросовестный автовладелец, который не исполнил обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и управляет автомобилем без полиса ОСАГО, имеет право в случае выявления правонарушения оплатить штраф в размере 400 рублей. У автовладельца есть соблазн, учитывая мизерность штрафа, ездить без полиса ОСАГО до того момента, пока его не остановят сотрудники ГИБДД для проверки», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. «Российский союз автостраховщиков поддерживает такую инициативу, потому что те 800 рублей, которые сегодня установлены законодательством, совершенно не являются карательной мерой. Около 1 млн автовладельцев, по нашим оценкам, ездят без полиса. Им проще заплатить штраф в 800 рублей, чем заключать договор за несколько тысяч рублей. Предлагаемый размер штрафа вполне разумен: 5,8 тыс. рублей - такова средняя стоимость полиса ОСАГО по России», - прокомментировал инициативу депутата «Интерфаксу» глава РСА Игорь Юргенс. Юридическая защита как страхование Адвокат, эксперт по автоуголовному праву Алексей Колюбакин привел на пресс-конференции такие данные: в РФ в 2017 году зарегистрировано 125 тыс. ДТП. По 264 статье Уголовного Кодекса, которая предусматривает ответственность за непреднамеренное причинение тяжелых физических повреждений в результате ДТП, в прошлом году было осуждено 12 тыс. человек. «При этом в ряде случаев приговора можно было бы избежать. Сам виновник ДТП в стрессовой ситуации часто не в состоянии четко ориентироваться и правильно себя вести, особенно, если он молод или не оказывался прежде в подобных ситуациях. Он может неосмотрительно подписать бумаги, которые затем сработают против него», - пояснил юрист. Как показывает практика, вина некоторых водителей могла быть оспорена профессиональным адвокатом, если бы тот вмешался. Кроме того, развитие событий после ДТП без участия адвоката нередко реализует сценарий нарастания конфликта сторон. В то время как вмешательство опытного юриста способно включить альтернативный сценарий разрешения конфликта, который предусмотрен российским законодательством и предполагает досудебную процедуру примирения сторон, заявил А.Колюбакин. По его словам, услуги узкоспециализированного адвоката по автомобильным делам не всем доступны, «юридическая защита может стоить порядка 300 тыс. рублей по сложному делу». В связи с этим юрист считает разумным «введение в РФ обязательного юридического страхования для российских автовладельцев». Такое страхование рассчитано на ежегодный страховой взнос, сопоставимый со стоимостью полиса ОСАГО, он обеспечит профессиональную юридическую помощь при наступлении ДТП, полагает автор идеи. Депутат С.Вострецов, принципиально поддержал идею адвоката, но считает возможной ее реализацию через добровольное дострахование в рамках ОСАГО. «Такие услуги могли бы за доплату к полису предлагать и сами страховщики ОСАГО, имея все возможности привлечь к оказанию услуг клиентам по договору и различные юридические организации или сообщества. Мы подумаем об этом, работая над законом об ОСАГО», - сказал депутат. Как сообщалось ранее, принципиальным противником введения все новых видов обязательного страхования является Минфин РФ. Развитию страхового дела в стране по этому пути, как заявил в одном из выступлений заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев, «ведомство будет сопротивляться до последней капли чернил в картридже». Финмаркет