Одолжи руль: в думе хотят запретить передавать возмещение ущерба в ДТП. Этим пользуются мошенники, которые вместо пострадавших автовладельцев получают завышенные компенсации от страховых
Убрать лазейку По информации «Известий», в Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект «О внесении изменений в часть 2 статьи 799 Гражданского кодекса РФ». Документом предлагается запретить уступку прав потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда, на получение штрафов и иных выплат, причитающихся гражданину по ФЗ «О защите прав потребителей». Как рассказала «Известиям» один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от «Единой России» Наталья Костенко, причиной разработки новых норм стало обращение к ней жителей Краснодарского края, которые пострадали от мошенников, представлявшихся автомобильными юристами. — Всего жертвами этой аферы стало около 700 человек. Они получили требование вернуть страховые выплаты и налог НДФЛ с этих сумм. Выяснилось, что, попав в ДТП, эти граждане за определенные суммы переуступали свои права взыскания ущерба по ОСАГО. Например, они сразу получали 50 тыс., отказываясь самостоятельно доказывать в суде ущерб от 200 тыс. рублей и более, — пояснила депутат. По ее словам, в итоге за пострадавших это сделали мошенники, которые значительно завысили ущерб и получили большие деньги. Схема обмана вскрылась, когда страховые компании начали обжаловать вынесенное по выплатам решение. Оказалось, что его принимал один и тот же судья. — Еще в декабре 2017 года Верховный Суд РФ своим постановлением запретил переуступку права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и так далее. Однако в большинстве случаев указанное требование не соблюдается из-за отсутствия такого запрета в действующем законодательстве. Многие недобросовестные компании, выкупившие у граждан права на взыскание, этим пользуются, — пояснила Наталья Костенко, подчеркнув, что эта проблема существует очень давно. В других фракциях Госдумы отнеслись к инициативе единороссов неоднозначно. — Это нужно поддержать не только из-за большого количества случаев мошенничества, а еще из-за того, что автоюристы в судах завышают стоимость издержек и в итоге растет цена всего полиса ОСАГО для граждан, — заявил первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов. Член фракции ЛДПР, зампред комитета по транспорту и строительству Александр Старовойтов, напротив, считает, что торопиться менять законодательство не стоит. По его мнению, нужно разобраться с судами, которые принимают решения по завышенным выплатам, и более жестко наказывать мошенников. — Почему я должен отказываться от услуг автомобильных юристов, если мне так удобно и у меня нет времени самому с этим разбираться? Мне кажется, что государство должно отреагировать на это как-то по-другому, — считает депутат. Зампред фракции КПРФ Валентин Шурчанов, наоборот, считает, что законопроект можно поддержать, если он обезопасит граждан. — Такие лазейки в законодательстве, конечно, надо закрывать. Тем более есть конкретные пострадавшие и их очень много, если этим вопросом уже интересовался Верховный суд. Лично я считаю, что эту инициативу можно поддержать, — отметил депутат. Кому это выгодно По данным Всероссийского союза страховщиков, доля мошенничества, приходившаяся на ОСАГО, в 2018 году составляла 90%, а в 2019-м — 87%. К слову, именно Краснодарский край считается одним из лидеров по этому виду преступлений. Об этом говорится в январском исследовании ЦБ РФ «Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО», который отнес регион наряду с еще восемью субъектами к красной зоне рисков. — Мы поддерживаем законодательные инициативы, направленные на борьбу с мошенничеством в ОСАГО. В то же время в части противодействия недобросовестным автоюристам есть ряд важных нюансов. Дело в том, что они, как правило, прибегают к манипулированию между договором уступки права требования и доверенностью. Договор уступки права требования заключается для того, чтобы де-факто лишить автовладельца возможности получить справедливое возмещение, в этом случае автоюрист быстро выплачивает ему небольшую сумму чуть ли не прямо на месте ДТП, — пояснил «Известиям» заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов. По его словам, для суда и налоговой недобросовестные автоюристы используют подписанную автовладельцем доверенность на представление его интересов. Она позволяет им выступать от его имени в суде и при этом не платить самим налоги по взысканным через суд штрафам и неустойкам, а перекладывать эту обязанность на собственника машины. — В результате такого сотрудничества с недобросовестным автоюристом владелец, чья машина пострадала в ДТП, получает меньше, чем получил бы от страховой компании, да еще и оказывается должен заплатить налоги со штрафов и неустоек, взысканных в свою пользу автоюристом, — пояснил эксперт. В самих страховых компаниях оперативно прокомментировать эту инициативу «Известиям» не смогли. А вот автоюристы выступают категорически против этого законопроекта. По их мнению, в первую очередь он как раз выгоден страховым компаниям, которые могут его лоббировать. — Я против этой инициативы и вот почему. Наши граждане не всегда знают закон и могут себя защитить, чем обычно пользуются страховые компании, выплачивая по полису мизерные суммы страхования. Потом, когда это вскрывается, выясняется, что они должны быть в два раза больше, — пояснил «Известиям» автоюрист Дмитрий Славнов. По его словам, поэтому страховым компаниям выгодно, чтобы автолюбители отстаивали свои права самостоятельно. Эксперт убежден, что поднятая депутатами проблема касается в большей степени профессионализма юриста, который, естественно, не должен обманывать граждан. Известия