Таксисты просят снизить штрафы за отсутствие страховки ответственности перевозчика
Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) попросила Минтранс смягчить наказание за отсутствие у таксистов договоров обязательного страхования ответственности перевозчика (ОСГОП). Об этом говорится в письме ассоциации от 17 сентября на имя министра транспорта Романа Старовойта. «Ведомости» ознакомились с документом, отправку подтвердила исполнительный директор НСТ Наталья Лозинская. Положения закона о такси (580-ФЗ) в части обязательного оформления договора ОСГОП начали действовать с 1 сентября 2024 г. По закону перевозчик должен оформить этот документ в течение 60 дней с момента вступления в силу новых требований. Стоимость такого полиса, по данным Минтранса, составляет от 1300 до 5400 руб. в год. За его отсутствие ст. 11.31 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрен штраф – от 40 000 до 50 000 руб. для должностных лиц и от 500 000 до 1 млн руб. для юрлиц. По данным Федеральной государственной информационной системы «Такси», на 3 сентября в России было зарегистрировано около 95 900 перевозчиков легковыми автомобилями. Из них почти 29 700 – самозанятые, около 61 900 – индивидуальные предприниматели и 4260 – юридические лица. Штрафы, по словам Лозинской, распространяются на всех вне зависимости от формы предпринимательской деятельности. Массовое наказание за отсутствие ОСГОП приведет к росту количества дел о банкротстве лиц, осуществляющих деятельность в сфере такси, что грозит ликвидацией вплоть до 70% малых и средних перевозчиков, следует из письма. При этом размер штрафов за отсутствие договора ОСГОП является единым для всех видов транспорта, включая водный, железнодорожный и воздушный, указано в письме. В связи с этим ассоциация просит Минтранс инициировать изменения в КоАП, чтобы дифференцировать ответственность за это нарушение – в зависимости от вида транспорта и размера бизнеса перевозчика. В сфере такси необходимости заключения договора ОСГОП до 1 сентября не было, напоминает Лозинская. При этом в других сферах транспорта агрегаторы (например, автобусных перевозок) могут страховать ответственность своих перевозчиков и тогда последним не нужно делать это самостоятельно, отмечает она. В такси такой возможности не предусмотрено и вся ответственность за отсутствие полиса ОСГОП ложится на самого перевозчика, поясняет Лозинская. Сама Лозинская считает необходимым снизить размер штрафов в сфере перевозок легковыми такси за отсутствие ОСГОП до 40 000–50 000 руб. для юрлиц и «не более 20 000 руб.» для всех остальных ответственных лиц, сказала она «Ведомостям». По ее словам, необходимо также установить контроль за собираемостью этих штрафов, чтобы перевозчики «осознавали неотвратимость наказания». Кроме того, НСТ просит Минтранс обратиться в правительство с предложением установить временный мораторий на штрафы за отсутствие ОСГОП у таксистов «до момента принятия поправок в КоАП в части снижения их размера», следует из письма. До 1 млн руб. составляет штраф для юридических лиц за отсутствие полиса страхования ОСГОП с 1 сентября 2024 г., согласно Кодексу об административных правонарушениях Ассоциация также просит инициировать изменения в закон о такси для того, чтобы снять запрет на работу перевозчиков в соседних с «домашним» регионах. Сейчас, согласно 580-ФЗ, водитель может получить разрешение на перевозку пассажиров только в регионе своей постоянной регистрации. В отрасли считают, что это условие мешает массовому привлечению водителей в перевозки, и неоднократно подчеркивали это в дискуссиях с регулятором. Закон о такси, заработавший осенью 2023 г., по сути, уравнял требования для таксопарков и самозанятых водителей, обязав последних получать разрешение на эту деятельность, самостоятельно выписывать себе путевые листы, проходить ежедневные медицинские и технические осмотры. Без разрешения на деятельность водитель такси не может оформить полис ОСГОП. При этом, согласно данным на начало августа, соответствующие разрешения оформили лишь около 25 000 таксистов из порядка 630 000 самозанятых в сфере таксомоторных перевозок. В КоАПе заложены штрафы, которые исторически относились к крупным видам транспорта – автобусам, троллейбусам, судам и проч., отмечает источник «Ведомостей» в одном из крупных таксопарков. В этих сферах принципиально другого размера юрлица с другими оборотами бизнеса, а у большинства таксопарков месячная выручка не доходит до 500 000 руб., подчеркивает собеседник. Таким образом, штраф за отсутствие ОСГОП может быть равносилен ликвидации таксопарка, резюмирует он. «Яндекс такси» поддерживает инициативу по пересмотру и снижению штрафов по ОСГОП, сказал «Ведомостям» представитель компании. «Больше 20% наших партнеров-таксопарков – это юрлица с оборотом меньше 1 млн руб. в месяц. Даже один штраф по ОСГОП может привести тысячи таксопарков к банкротству или серьезным финансовым проблемам», – полагает собеседник. Он напомнил, что компания продолжает добровольно страховать своих пассажиров на сумму до 2 млн руб. на человека. Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус указывает на «правовую неопределенность» статуса самозанятого в отношении признания его должностным лицом, которое может быть привлечено к ответственности за отсутствие полиса ОСГОП. По его словам, в этой ситуации есть необходимость не в снижении штрафов, а в прояснении статуса самозанятого относительно положений КоАПа. Представитель Минтранса и президент Национального союза страховщиков ответственности Евгений Уфимцев на вопросы «Ведомостей» не ответили. Денис ИЛЬЮШЕНКОВ insur-info.ru