Напуганные возможным кризисом горожане скупают автомобили
Паника на финансовых рынках, похоже, повлияла на горожан – не желая потерять деньги, как когда-то в 1998 году, народ начал скупать машины.
По сравнению с летним периодом, объем продаж авто вырос почти в два раза. Например, только «Фордов» в одном из городских автосалонов продали на 70% больше, чем в августе.
– Логику горожан можно понять. В мире бушует финансовый кризис, финансовые новости похожи на сводки сражений, доверять деньги банкам многие боятся. Вот люди и решили вложить свои сбережения в имущество, – объясняет экономист, сотрудник Санкт-Петербургского социально-экономического института Олег Петров. – Конечно, многие предпочли бы вложить свои кровные в недвижимость, но ставки по ипотечным кредитам неуклонно растут. Поэтому те, кто копил деньги на первоначальный взнос для покупки квартиры, не сможет себе позволить ее купить. А вот на покупку автомобиля народных сбережений хватает, сообщает «Комсомольская правда».
Отметим, что если выдача ипотечных кредитов приостановлена, то автокредиты банки выдают, потому что купленный в кредит автомобиль автоматически становится залоговым и страхуется.
Спад неизбежен
В то же время большинство компаний прогнозируют в 2009 году снижение продаж или лишь незначительное их увеличение по сравнению с 2008 годом, пишут «Ведомости».
Например, в компании Toyota уверены, что их продажи в 2009 году вырастут всего на 5%, хотя еще в начале сентября прогнозы были на уровне 15%. И в Toyota будут довольны, если эти планы сбудутся, ведь в Европе, скорее всего, продажи Toyota в следующем году упадут сразу на 10%. Уже сейчас дилеры отмечают снижение активности покупателей. Если у Ford в начале года продажи росли на 25%, то сейчас речь идет только о 5%. Аналогичная ситуация наблюдается и у других автопроизводителей.
По мнению экспертов, главной причиной падения продаж является ужесточение требований при выдаче кредитов. Только в сентябре число отказов в выдаче кредитов увеличилось на 70%! И все это может крайне негативно отразиться на продажах новых автомобилей. В первую очередь пострадают продавцы «народных» моделей. Дилеры «АвтоВАЗа» уже говорят о том, что очень много покупателей отказываются от приобретения новой машины из-за сложностей с получением заемных средств. Ведь до настоящего момента около 40–50% всех Lada у некоторых дилеров в крупных городах продавалась именно по кредитным схемам.
Сомнительная выгода
– Новые автомобили в первые годы эксплуатации катастрофически падают в цене. Считайте, что, выехав за ворота автосалона, машина сразу подешевела на 10–15%. В течение еще двух-трех лет она теряет без малого 20–30% от первоначальной стоимости. В отличие от недвижимости, авто стареет и физически, и морально, – предупреждает специалист по оценке автомобилей Максим Тельнов. – А вот подержанные автомобили дешевеют не так быстро. Со временем они теряют в стоимости совсем немного. Бывали случаи, когда человек, выгодно купивший «трехлетку», по прошествии года, а то и двух продавал ее по такой же цене. Например, популярная в России «Шкода Октавиа» первого поколения после трех лет эксплуатации дешевеет на четыре-пять тысяч долларов, но последующие два года отнимают от ее цены всего лишь тысячу.
Что покупают чаще всего
«Автостат» обнародовал данные по продажам автомобилей в некоторых российских городах. Так, в Петербурге автомобили моложе 2004 года выпуска составляют более 25% городского автопарка. Тем не менее 38% парка – машины старше 10 лет. В начале 2008 года «Форд» обошел «Ладу» по количеству продаваемых автомобилей – и тех, и других в 2007 году было куплено около 13 тысяч. Хорошо покупаются также «Шевроле», «Ниссан», «Митсубиси», «Тойота», «Опель», «Хендай», «Мазда», «Киа» и «Рено».
gazeta.spb.ru