Внимание, пешеход!

В аварии попадают не только те, кто передвигается на колесах, но и те, кто обходится своими двоими. Сейчас, когда в Думе рассматривается закон об ОСАГО, самое время подумать, как защитить пешеходов.
В бурных дебатах о стоимости полисов ОСАГО все как-то забыли об интересах еще одного участника дорожного движения - пешехода. Страховщиков больше всего волнует размер страховой премии, автомобилистов - величина компенсаций при ДТП. Но в аварии попадают не только те, кто передвигается на колесах, но и те, кто обходится своими двоими. Статистика смертности пешеходов в России ужасает. Ежегодно на наших дорогах гибнут около 30 тыс. человек, примерно треть из них - пешеходы. Эти люди оказываются самыми незащищенными - там, где водитель получит шок и царапины, пешеход может остаться инвалидом или вовсе лишиться жизни. Сейчас, когда в Думе рассматривается закон об ОСАГО, самое время подумать, как защитить пешеходов. У нас несколько конкретных предложений.

Во-первых, мы настаиваем на ускоренной выплате компенсаций на лечение, по временной нетрудоспособности и на медицинскую экспертизу.

Во-вторых, в нынешних поправках к закону об ОСАГО необходимо решить проблему представления законными представителями интересов пешехода, получившего серьезные травмы и лишенного возможности самостоятельно отстаивать свои интересы в различных инстанциях. Ведь пострадавшие подчас не могут не только ходить, но и разговаривать. Сейчас при нанесении особо тяжелого вреда здоровью для получения выплаты необходимо через суд добиться признания пострадавшего недееспособным. И это фактически лишает пострадавшего возможности получить возмещение как раз тогда, когда оно особенно необходимо.

В-третьих, мы предлагаем ввести норму, которая возложила бы ответственность за получение пострадавшим в ДТП пешеходом информации о полисе ОСАГО того, кто его сбил, на отделение полиции, сотрудник которого оформлял протокол о ДТП.

Далее, нередки случаи, когда виновник ДТП, совершивший наезд на пешехода, скрывается с места происшествия, никто из свидетелей номера автомобиля не запоминает, и полиция не может обнаружит нарушителя. Но даже в таком случае пешеход должен иметь право на гарантированную компенсацию ущерба для здоровья, и выплачивать ее должно объединение страховщиков. Особенно остро стоит проблема получения компенсации в связи с потерей кормильца - необходимо предусмотреть специальную процедуру получения положенной компенсации в кратчайшие сроки.

Все эти меры нужно закрепить в законе об ОСАГО, а не в подзаконных актах и инструкциях. И там же нужно указать перечень документов, которые необходимы для получения возмещения вреда, причиненного здоровью.

Еще одна важная проблема - сумма компенсации. За рубежом размер выплат не ограничен ничем, но и страховые взносы там в разы выше. Сейчас Госдума рассматривает возможность увеличения лимита выплат за вред здоровью до 500 тыс. рублей. Кроме того, предполагается переход к системе фиксированных компенсаций за каждый вид полученной травмы без предоставления подтверждающих документов. Это позволит защитить права не только пешеходов, но и всех участников дорожного движения.

И все-таки этого мало. Полис ОСАГО должен быть не только пропуском на дорогу, он должен стимулировать водителей ездить аккуратно. Увы, среди нарушителей ПДД много «рецидивистов». И такие «рецидивисты», безусловно, должны платить за ОСАГО намного, в несколько раз больше дисциплинированных водителей. Даже если речь идет о нескольких мелких авариях - сегодняшнее мелкое ДТП, совершенное по вине водителя, может завтра стать катастрофой. Опыт показывает, что мотивация рублем - самая действенная в отношении наших водителей. Ездишь безалаберно? Переплачивай в разы! А если говорить об увеличении тарифа в целом, то в перспективе это и возможность увеличения размера выплат пострадавшим. Если эти деньги пойдут на выплаты за вред здоровью, ОСАГО будет не просто страховым продуктом, это будет гарантией того, что больше людей вернутся к полноценной жизни.

Очевидно, что за ростом стоимости полиса ОСАГО должен последовать и рост выплат со стороны страховщиков - в том числе по ущербу для жизни и здоровья. Кроме того, коэффициенты «бонус-малус» необходимо привязать не только к аварийности или безаварийности езды, но и к соблюдению ПДД. Для этого необходимо базы данных страховщиков (АИС ОСАГО) синхронизировать с базами данных ГИБДД по нарушению правил движения и выписанным штрафам.

Профиль
Владимир СОКОЛОВ, председатель движения «Союз пешеходов»

Вернуться назад

  1. Ингосстрах
  2. МСК
  3. РЕСО
  4. Zetta (Цюрих)
  5. Адонис
  1. АльфаСтрахование
  2. ВСК
  3. Ингосстрах
  4. Ренессанс Страхование
  5. РЕСО
 
Опрос
 
Untitled Page