Техосмотр отделяется от ГИБДД и от проверок полисов ОСАГО
Передача полномочий по проведению техосмотра автотранспорта от государства частным структурам по замыслу законодателей сопряжена с отменой проверок наличия полисов ОСАГО в пунктах проведения техосмотра. Если это случится, предрекают некоторые страховщики, опрошенные агентством «Интерфакс-АФИ», число продаж полисов ОСАГО в РФ сократится, активизируются мошенники. Несогласные с такой точкой зрения уверены, что влияние нового порядка на реализацию полисов обязательного автострахования окажется нейтральным.
Талон техосмотра без балласта
Решение законодателей об отмене требования предоставления полиса при прохождении техосмотра (ТО) вполне оправданно, признают страховщики. В настоящее время при проведении ТО регистрируются данные полиса ОСАГО владельца автомобиля. Однако, как отмечает директор департамента экспертизы убытков по автотранспорту московской дирекции страховой компании «РОСНО» Андрей Чечелов, в реальности наличие или отсутствие страхового полиса никак не влияет на техническое состояние автомобиля, страхование ответственности – это отдельное требование, предъявляемое к водителю.
Вместе с тем он обращает внимание на то, что ослабление контроля за исполнением водителем обязанности застраховать свою гражданскую ответственность может привести к неблагоприятным последствиям для общества. «ОСАГО выполняет серьезную социальную функцию. За годы действия закона об ОСАГО существенно снизилась криминогенная обстановка на дорогах. ДТП уже не вызывает серьезного стресса, связанного с необходимостью виновника нести существенные издержки в части возмещения вреда, а потерпевшая сторона может рассчитывать на объективное рассмотрение дела и защиту контролирующих органов», – сказал А.Чечелов.
Вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Федор Воронин также сомневается в том, что отсутствие контроля за полисами ОСАГО при прохождении ТО окажет какое-либо влияние на количество договоров ОСАГО.
«Во-первых, у ГИБДД остаются рычаги проверки наличия полиса ОСАГО – при постановке машины на учет и, самое главное, при проверке документов на дороге. Во-вторых, хочется надеяться, что за 7 лет существования ОСАГО водители поняли, что страховой полис – это не просто бумажка, которую надо предъявлять инспектору, а наличие страховой защиты, которая оберегает владельца автомашины от затрат в случае ДТП», – сказал Ф.Воронин.
Поэтому, с точки зрения специалиста, нужен достаточный контроль со стороны государства за исполнением водителями своих обязательств, но делать это «следует без нарушения прав автовладельцев».
Представитель СК «Ренессанс Страхование» допускает, что произойдет снижение продаж полисов ОСАГО, причем в регионах РФ – больше, чем в центральных городах. Но вряд ли оно окажется существенным, думает Ф.Воронин.
Между тем заместитель генерального директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование» Александр Горин убежден, что принятие нового законопроекта не приведет к снижению покупки полисов ОСАГО: «По существующим нормам, ОСАГО требуют в основном не при прохождении ТО, а при проведении различных регистрационных процедур». Страховщик убежден: спустя шесть лет после вступления в силу закона люди покупают полис ОСАГО уже осознанно.
Продажа «левых» полисов ОСАГО оживится
Отмена предъявления полисов ОСАГО при прохождении ТО, если законопроект о передаче функции проведения техосмотров транспорта от ГИБДД частным структурам сохранится в нынешнем виде, сделает систему менее прозрачной, полагает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев.
По его словам, недобросовестные водители могут рассчитывать на то, что смогут договориться с инспектором ГИБДД в случае единичной проверки документов при отсутствии полиса ОСАГО.
Как следствие – принятие закона в нынешней редакции приведет к новой волне мошенничества, использованию ушедших в теневой оборот полисов, продаваемых позже по 200–300 рублей. Такие документы внешне неотличимы от настоящих, но выплат по ним не проводится.
Передача частникам техосмотра может спровоцировать вымогательства
Обсуждая будущий порядок проведения техосмотра, водители видят два возможных основных сценария. По одному – ничего не изменится, просто раньше они платили за получение документа госструктурам, а теперь платежи пойдут частникам.
Другие предвидят более напряженный сценарий развития событий. Дескать, частники договорятся с сервисами и начнут «разводить» водителей на деньги, назначая излишний ремонт и профилактику.
И то и другое мнение вполне обоснованно, допускает В.Алексеев из МАКСа. При пунктах ТО возникнут сервисы, которые тут же будут устранять выявленные при прохождении осмотра отклонения от эксплуатационных норм, отметил он.
Между тем ничего дурного в новом порядке не видит заместитель генерального директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование» А.Горин.
«Принятие законопроекта позволит наконец перевести ТО из плоскости формальности в реально работающий инструмент. То есть ТО будет выполнять свои прямые функции, чтобы по нашим дорогам ездили исправные автомобили. Конечно, люди, которые никогда не проходили ТО, будут думать, что их «разводят». Но это и к лучшему, так как это поспособствует улучшению технических характеристик автотранспорта на дорогах», – настаивает он.
Впрочем, большинство людей сейчас проходят ТО в добровольном порядке, отмечают страховщики. Особенно владельцы новых автомобилей, которые проходят технический осмотр непосредственно у своих дилеров, чтобы поддерживать гарантию на транспортное средство (ТС).
Не стоит беспокоиться, рынок сам урегулирует спорные вопросы, считает вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Ф.Воронин. «Например, если автосервис начнет «разводить» владельцев автомашин, в конечном итоге в такой сервис никто не поедет, – убежден он. – Кроме того, информация в наше время распространяется очень быстро – например, через Интернет». «Автовладельцы поспешат известить о недобросовестном сервисе других людей. Готовы ли владельцы станций технического обслуживания автомобилей пойти на такие репутационные риски? Думаю, что нет», – добавил А.Горин.
Антикоррупционная мера
Нововведение снизит элементы коррупции при прохождении техосмотров, как это и произошло в зарубежных странах, считает вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Ф.Воронин.
Но только отчасти, отмечают его коллеги. «На практике последует перетекание потока ТС от действующих сейчас специальных пунктов ТО в аккредитованные техцентры. Приведет это к снижению или, наоборот, к увеличению очередей и как отразится на времени, на комфорте автовладельца – все будет зависеть от профессионализма сотрудников техцентров», – считает представитель «РЕСО-Гарантии». Теоретически нововведение может добавить некоторый элемент конкуренции техцентрам, поскольку они заинтересованы в быстром и качественном обслуживании. Хочется надеяться на изменения к лучшему, ведь борьба за клиента означает рост качества услуг, сказал представитель страховой компании.
«Похожий порядок проведения ТО давно является нормой в странах Евросоюза. Он уже доказал свою состоятельность и является определенным эталоном. Будем надеяться, что введение аналогичной системы в РФ станет очередным шагом на пути к формированию ответственного отношения автовладельцев к своим машинам», – надеется представитель «РЕСО-Гарантии».
Частные структуры выигрывают, их клиенты платят
К сожалению, нововведения в области отношений «государство-гражданин» в новой истории РФ, как правило, приводят к увеличению финансовой нагрузки на гражданина, сказал представитель «РЕСО-Гарантии». «Тем более это вероятно, когда в цепочке отношений появляется еще и коммерческая структура», – добавил он.
Скорее всего, автовладельцам следует настраиваться на увеличение стоимости обслуживания их машин.
Однако пока этот тезис неочевиден. Частные центры попросту станут исполнять госзаказ на предложенных им условиях. Сотрудников ГИБДД, скорее всего, сокращения не ожидают в связи с новым порядком проведения ТО, поскольку эту работу исполняли вольнонаемные эксперты-техники.
Все опрошенные страховщики сходятся в том, что проведение ТО автомобиля станет более эффективным и положит предел распространенной практике, когда техталон водитель приобретает, вообще не показывая машины, но предъявляя документы на нее. Правда, «дистанционная» и комфортная услуга и стоит дороже.
Теперь появляется надежда, что «какое-то количество автомобилей в ходе прохождения ТО все-таки окажется отремонтировано и сколько-то жизней будет тем самым спасено», сдержанно радуются в «РЕСО-Гарантии».
По данным ГИБДД, в общем объеме ДТП порядка 5% аварий происходят из-за технической неисправности автомобиля. Однако сами представители ГИБДД ставят под сомнение эту цифру, полагая, что в реальности она гораздо больше, просто этот факт не всегда удается выявить. Например, в категории ДТП по вине водителя, не справившегося с управлением, может скрываться большое количество событий, вызванных неисправностью автомобиля.
Ревности не будет
Сотрудники ГИБДД, критически настроенные к новой системе ТО, не смогут проявлять излишнюю ревностность к водителям, машины которых получили аттестацию новыми центрами. «Если у автовладельца есть действующий талон ТО, инспектор ГИБДД не имеет права проверять техническое состояние автомобиля», – напомнил вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Ф.Воронин. «Если техсостояние автомобиля было проверено на автосервисе, как его будет проверять инспектор на дороге? На глазок?» – сказал он. То есть инспекторы на дорогах бессильны определить некачественную экспертизу.
Однако это не означает, что над автоэкспертами по ТО нет контроля и они не несут ответственности. По законопроекту коммерческие структуры, проводящие техосмотр автомобиля, несут финансовую ответственность за качество осмотра. Им предписано объединяться в саморегулируемые организации (СРО), они сами заинтересованы в создании союза профессионалов. Если ответственность недобросовестного участника объединения будет доказана, а он сам окажется несостоятельным, за него выплаты будут осуществлять СРО из гарантийных фондов. Разумеется, об ответственности центра можно говорить, если будет доказано, что ДТП произошло из-за плохого технического состоянии автомобиля, имеющего «свежий» техталон данного центра.
На самом деле, как отмечают специалисты, доказать, что ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля, можно. Гораздо труднее доказать вину экспертов, дающих разрешение на эксплуатацию машины, ведь она с техталоном «бегает» целый год. За это время многое может измениться.
Возникнет новое страховое поле
Впрочем, страховщики могут организовать дополнительный уровень контроля за деятельностью аккредитованных для проведения ТО экспертов, если члены СРО предпочтут создавать гарантии своей ответственности, приобретая полисы. В любом случае это выгоднее, чем резервировать «живые деньги» в фондах. Главное, чтобы это страхование не превратилось в пустую формальность, а за надежность экспертов не поручались ненадежные страховщики.
«Мы бы и сами техцентры с удовольствием застраховали, и работающий там персонал», – заявил агентству «Интерфакс-АФИ» представитель СК «РЕСО-Гарантия». «Любой страховой компании бизнес интересен по определению. Вопрос в адекватной оценке рисков. Только не надо думать, что страховщики готовы выдавать страховые «индульгенции» бракоделам и авантюристам. Чтобы страховать свою профессиональную ответственность, экспертам надо соответствовать определенным квалификационным требованиям: контору «шараш-монтаж» ни одна приличная страховая компания страховать не станет ни за какие деньги», – добавил он.
«В настоящий момент мы не очень понимаем, как будет определяться ответственность техцентров», – сказал заместитель генерального директора по автострахованию компании СК «АльфаСтрахование» А.Горин. «Если это все будет правильно описано в законах и подзаконных актах, мы готовы участвовать в страховании подобного рода ответственности», – добавил он.
Финмаркет