Минфин и ЦБ РФ рассчитывают снять разногласия в подходах к реформе ОСАГО на совещании 3 сентября
По его словам, «Минфин РФ доработал законопроект поправок в ОСАГО, обнародованный в начале лета, с учетом полученных на первом круге обсуждения с ведомствами замечаний». «Однако разногласия в том числе с ЦБ РФ и в том числе по существенным вопросам остаются. Основные темы разногласий Минфина и ЦБ по данному законопроекту связаны с планируемой отменой двух действующих тарифных коэффициентов в ОСАГО. Речь идет о коэффициенте мощности автомобиля и коэффициенте преимущественного его использования. В принципе все «за» отказ от этих коэффициентов и замену их на более индивидуальные. Однако при одновременном расширении тарифного коридора, объявленном ЦБ, отмена коэффициента территории преимущественного использования в ОСАГО даст, к примеру, негативный эффект для ряда территорий с низким значением этого коэффициента, а также для небольших городов. В итоге можно получить плохой результат внедрения хорошей идеи. К примеру, для Крыма, где коэффициент 0,6 и базовая цена полиса на 40% ниже, реализация новых подходов к расширению тарифного коридора на величину в 20% вверх и вниз не перекрывает удорожания отмены коэффициента территории. Таким образом, для жителей Крыма полис ОСАГО вынужденно подорожает. В этой связи ЦБ, который в целом поддерживает идею реформирования коэффициентов в ОСАГО, предложил пойти на эту меру позже, на следующем этапе модернизации системы ОСАГО», - отметил источник. Но пока текст законопроекта Минфина с поправками в ОСАГО сохраняет при условии отмены двух прежних коэффициентов право автостраховщиков устанавливать и применять новые коэффициенты. Они будут зависеть от характеристик вождения (резкость торможения, ускорения, перестроения), от частоты и длительности использования транспортного средства, скорости движения, от использования транспортного средства в ночное время суток и от других факторов. Если такие изменения будут приняты, на первом этапе автостраховщикам придется двигаться наугад. Адекватной статистики, устанавливающей зависимость между характером вождения автомобиля и частотой аварий, в которые автомобиль попадает, нет. Как пояснил «Интерфаксу» источник, знакомый с ходом обсуждений поправок в ОСАГО, «многое в конструкции законопроекта в итоге будет зависеть от того, какие решения будут приняты по тарифному коридору, какими этапами пойдет реформа коэффициента «бонус-малус». В согласованиях принимают участие ЦБ, Минэкономразвития, Минюст, МВД РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что реализация законопроекта «потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета на доработку федеральной информационной системы ГИБДД», которая содержит данные о водителях и автомобилях, в размере «около 7-11 млн рублей» и «на сопровождение базы 5-6 млн рублей в год (по данным МВД России)». Выше выплаты В то же время нет особых споров у ведомств о введении вариативности страховых сумм в полисах ОСАГО по договоренности водителя со страховщиком. Как отмечается в пояснительной записке Минфина РФ к законопроекту, «помимо предусмотренных уже 400 тыс. рублей выплат за вред, причиненный имуществу, и 500 тыс. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, на выбор страхователя предлагаются и другие суммы». Так, в договоре можно указать лимит 1 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 1 млн рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, либо 2 млн рублей за вред, причиненный имуществу, и 2 млн рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего. Однако при этом есть возражения у страховщиков ОСАГО. «Возражения страховщиков по этой инициативе связаны с тем, что рядовые и добросовестные водители таких расширенных покрытий приобретать не станут, зато новация привлечет мошенников, которые получат шанс больше заработать на ОСАГО «, - заявил «Интерфаксу» исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Со своей стороны заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов напомнил агентству, что «дополнительное страхование ответственности по желанию автовладельцев всегда было доступно, но не пользуется особенным спросом. С другой стороны, страховщики ОСАГО перестали активно продвигать эти продукты из-за опасения активности мошенников». В проекте поправок Минфин уточняет формулировку доли расходов на выплаты в структуре тарифной ставки по ОСАГО: «доля страховой премии в структуре страховых тарифов, непосредственно предназначенная для осуществления страховых выплат (нетто-премия) и отчислений страховщиками для осуществления компенсационных выплат, не может быть менее чем 80% страховой премии». Личный профиль в цене Обсуждая этапы реформы в ОСАГО, Минфин и ЦБ тем не менее солидарны в необходимости анализа возможностей реализации идеи перехода на более индивидуальный водительский тариф, подчеркнул источник в беседе с «Интерфаксом». «Этот раздел в поправках Минфина готовился во исполнение соответствующего поручения президента РФ. Движение к индивидуализации подходов при установлении справедливой стоимости полиса ОСАГО для каждого водителя поддерживается и автостраховщиками. Их в данном случае волнует, в какой конфигурации будет проводиться реформа коэффициента «бонус-малус», как конкретно инициатива об учете нарушений правил дорожного движения будет сформулирована в тексте закона об ОСАГО. Но об этом говорить до появления редакции законопроекта для рассмотрения в первом чтении Госдумой рано», - уточнил он. Минфин определил в поправках (документ имеется в распоряжении «Интерфакса») и список правонарушений, которые могут влиять на цену полиса ОСАГО в перспективе. В их перечне - факты привлечения к административной ответственности водителей, за исключением ответственности за правонарушения, повлекшие наступление страхового случая и (или) лишение свободы, неоказание помощи потерпевшим, управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В списке и другие нарушения - многократная фиксация нарушений камерами на дорогах, превышение скоростного режима более чем на 60 км, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу и иные грубые нарушения ПДД. Штрафы меньше Как следует из доработанного законопроекта, в поддержку страховщиков ОСАГО Минфин вводит поправку о применении штрафов за предоставление мотивированного отказа в выплате. Вместо определенного процента от суммы выплаты за каждый день задержки предоставления СК мотивированного отказа вводится абсолютная величина штрафа в 200 рублей за день, при этом общая сумма штрафа не может превышать 10 тыс. рублей. Заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева пояснила «Интерфаксу»: «Эта норма ограничит возможности недобросовестных автоюристов по фальсификации порядка рассмотрения убытков в ОСАГО. Не будет оснований для затягивания сроков рассмотрения споров с целью заработка на штрафных санкциях. Важен и другой аспект - согласно законодательству РФ, штраф не может исчисляться за неопределенный период времени. В случае судебных споров в ОСАГО мы встречаем практику начисления штрафов за непредоставление мотивированного отказа за весь период рассмотрения спора в судах, причем не в одной инстанции». Конкретизация нормы устанавливает оптимальный порядок ее применения, полагает представитель Минфина РФ. По словам В.Балакиревой, «пока не было замечаний в ходе обсуждений к предложению удвоить разрешенный размер затрат на погребение в рамках страховой выплаты за ущерб жизни». С нынешних 25 тыс. рублей ведомство предложило повысить планку до 50 тыс. рублей. Такая норма, считают эксперты страхового рынка, после принятия документа постепенно может стать ориентиром и для других законодательных актов об обязательном страховании, где она используется, например, в страховании ответственности пассажирских перевозчиков. «После дополнительного обсуждения Минфину предстоит направить законопроект с поправками в ОСАГО на второй круг согласований в заинтересованные ведомства. Правительство планирует внести поправки об ОСАГО в Госдуму в текущую сессию», - напомнила В.Балакирева. Долгосрочные и убыточные Самой неприятной новеллой данного законопроекта, как отметил «Интерфаксу» представитель одной из страховых компаний, страховщики ОСАГО считают предложение о введении долгосрочных полисов - сроком до трех лет. «Срок действия договора обязательного страхования определяется страхователем по соглашению со страховщиком, указывается в договоре обязательного страхования, устанавливается кратным одному году и составляет не менее одного года, за исключением случаев, для которых предусмотрены иные сроки действия такого договора. Срок действия договора обязательного страхования не может превышать трех лет. При этом страховщик не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного страхования со сроком действия не более одного года», - говорится в законопроекте Минфина. Представители РСА опасаются, что такие договоры могут оказаться «индульгенцией» для нарушителей, что будет демотивировать их бороться за безопасную езду. Также может искажаться применение системы «бонус-малус». «Мы ежегодно анализируем статистику происшествий и пересматриваем стоимость договора ОСАГО с водителем в зависимости от результатов, - пояснил «Интерфаксу» заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. - Выходит, что страховщик ОСАГО при росте аварийности в период действия многолетнего полиса должен формировать дополнительные резервы на выплаты без возможности «дособрать» страховые премии. Кроме того, для автомобилей старше 7 лет (а это львиная доля российского автопарка) закон о техосмотре требует ежегодного проведения осмотра. Обладателю 3-летнего полиса этого не потребуется. Что еще удивляет - столь спорная новация для страховщиков ОСАГО выглядит искусственной: изменение сроков полиса не продиктовоно спросом, автовладельцы не инициируют таких изменений». Как пояснил «Интерфаксу» источник на страховом рынке, «сложности внедрения долгосрочных договоров ОСАГО могут подтолкнуть разработчиков отложить реализацию этой инициативы на неопределенное время». Президент РСА Игорь Юргенс заявил «Интерфаксу», что «страховое сообщество при всех трудностях ведущегося обсуждения поддерживает законопроект Минфина РФ в целом как документ, ориентированный на вектор либерализации тарифов в ОСАГО и модернизацию этого обязательного вида страхования». «Конкретные замечания РСА по тем или иным статьям проекта предложит на этапе, когда редакции статей с изменениями в ОСАГО получат более законченные очертания», - добавил он. Финмаркет