Реформа выплат в ОСАГО станет началом глубокой модернизации отрасли – эксперты
Для автостраховщиков она дает надежду на перелом кризисных тенденций в этом обязательном виде страхования, а российские водители смогут получить качественно новую услугу в рамках ОСАГО без изменения тарифа и увеличения стоимости полиса. Как считают эксперты, серьезным игрокам в сегменте ОСАГО подан сигнал не покидать этот рынок даже в условиях растущей убыточности, им лучше дождаться результатов реформы. Ее эффект проявится не сразу, изменения вступят в силу через 30 дней после принятия закона и будут действовать только в отношении вновь заключенных договоров ОСАГО. Таким образом, положительный эффект от нововведений автовладельцы смогут ощутить по мере перезаключения договоров, а страховщики ОСАГО - в конце этого - начале следующего года. С подавлющим перевесом «за» Депутаты поддержали законопроект о приоритете натуральных выплат в ОСАГО во втором чтении 15 марта, при этом «за» проголосовали 345 депутатов, «против» - 32. Это означает, что документ оказался убедительным, хотя на этапе подготовки «было сломано немало копий». Представляя законопроект на пленарном заседании Госдумы в среду, глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков напомнил законодателям, что в первом чтении документ был принят 14 декабряпрошлого года, «при доработке ко второму чтению были подготовлены 62 поправки, из которых 26 были учтены, изменения вносились по инициативе депутатов других комитетов, учитывались позиции правительства и регулятора». Новации касаются только водителей - частных лиц и не распространяются на юридических лиц, на предпринимателей. Согласно законопроекту, при осуществлении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства не будет учитываться износ деталей и агрегатов. Ремонт, за качество которого обязан отвечать страховщик, должен проводиться на станциях техобслуживания в пределах 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего, сказал коллегам А.Аксаков. Максимальный срок ремонта определен в 30 дней (без учета выходных и праздников). Новые автомобили, не старше двух лет, должны будут ремонтироваться на станциях техобслуживания официальных дилеров. Документ устанавливает полугодовые гарантии на ремонт узлов и 12-месячные - на кузовные и лакокрасочные работы. А.Аксаков добавил, что страховщики ОСАГО по закону будут отвечать за качество и соблюдение сроков проведения ремонта, несоблюдение сроков влечет штрафы в размере 0,5% за каждый день просрочки. Другое важное изменение - запрет на замену на запасные части, бывшие в употреблении. Это позволит «улучшить качество клиентского сервиса при урегулировании убытков в ОСАГО при одновременном повышении доступности этого вида страхования в проблемных регионах с высокой убыточностью», считает заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. По его словам, «автовладелец уже на этапе заключения договора ОСАГО сможет выбрать станцию технического обслуживания (СТО), где будет ремонтироваться его автомобиль в случае ДТП, из предложенного страховщиком списка. Кроме того, по согласованию со страховщиком страхователь сможет отремонтировать автомобиль на СТО по своему выбору». На срок до 1 года Банк России по закону может приостановить право натурального возмещения страховщика при неоднократных нарушениях положений закона, в этом случае выплаты компанией будут осуществляться деньгами. Эта мера обеспечит заинтересованность страховщиков ОСАГО в проведении качественного ремонта, заявил В.Чистюхин, отвечая на вопросы депутатов в среду. Важно понимать, что денежные выплаты по-прежнему будут рассчитываться с учетом износа транспортного средства, таким образом, водителю будет выгоднее получить выплату в виде ремонта, поскольку в данном случае это освобождает его от доплат. Страховщик ОСАГО по-прежнему в рамках лимита несет расходы на доставку автомобиля к месту проведения ремонта. Законопроект устанавливает ряд исключительных ситуаций, при которых пострадавший имеет право рассчитывать на денежную выплату вместо ремонта. Так, денежные выплаты положены в случае смерти потерпевшего при наличии заявления, при получении в ДТП тяжелого вреда здоровью. Также последует выплата деньгами, если ущерб превышает страховую сумму по полису ОСАГО за имущественный вред, если машина не подлежит восстановлению (полная гибель). О денежной выплате могут просить инвалиды 1-й и 2-й групп. Денежная выплата, как и сейчас, будет рассчитываться с учетом износа автомобиля. Ранее В.Чистюхин пояснял журналистам, что денежное возмещение в ОСАГО потерпевший получает в случаях, прямо оговоренных законом, а также при невозможности автостраховщика соблюсти все требования закона, установленные для проведения выплат в ОСАГО в натуральной форме. Эту конструкцию зампред Банка России назвал «эволюционной реформой», поскольку она подразумевает не отмену или разрушение прежнего порядка, а дополнение его существенными положениями. Система урегулирования в ОСАГО и гарантии возмещения вреда в результате как бы становятся двухуровневыми. Законопроект предусматривает преимущественное право страховщика оказать услугу по возмещению вреда в натуральной форме (в виде ремонта), при этом права клиента на качественную услугу четко оговорены документом. А.Аксаков, выступая перед депутатами в среду, назвал две ключевые цели принятия законопроекта. Главная связана с улучшением качества услуги для потребителя, с повышением уровня защиты его интересов. Вторая касается создания условий для пресечения злоупотреблений правом, которые в ряде регионов РФ распространены и негативно влияют на общий рост убыточности в отрасли. Сохранение устойчивости страховщиков ОСАГО - залог исполнения ими обязательств перед клиентами, добавил он. Страховщики ОСАГО планируют новые шаги Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, комментируя принятие законопроекта во втором чтении, заявил «Интерфаксу», что сообщество с самого начала поддерживало реформу натуральных выплат. «Мы солидарны с Банком России, который инициирует во всех сегментах финансового рынка постепенный переход от наличных расчетов к безналичным. Реформа выплат в ОСАГО предполагает, что автовладелец получит восстановленный после ДТП автомобиль, а страховщик проведет безналичную оплату работ сервисному центру. Отказ от наличных расчетов упразднит интерес страховых мошенников, которые стали организовываться в преступные группировки», - отметил он. И.Юргенс добавил, что «рассчитывает на поддержку реформы администрациями тех регионов, где наблюдается значительное число злоупотреблений в сфере выплат по ОСАГО». Он признал, что обеспечение ремонта без учета износа да еще по схеме «новое за старое» приведет к увеличению затрат страховщиков ОСАГО на 25%. «Мы рассчитываем компенсировать этот рост в условиях отсутствия пересмотра тарифов за счет блокировки затрат на недобросовестных юристов, выкачивающих из страховых компаний миллиарды рублей необоснованных прибылей. Время покажет, сможет ли дать ожидаемый эффект новая реформа», - отметил глава РСА. И.Юргенс сообщил, что правительство готовит второй пакет изменений в ОСАГО, также направленных на дополнительную защиту потребителей. Он надеется, что на третьем этапе можно будет говорить о либерализации стоимости полисов ОСАГО. «При этом правильно сочетать изменение подходов в ценообразовании с расширением защиты автовладельца по другим рискам, что предполагает сочетание обязательного и добровольного страхования рисков автовладельцев в одном пакете услуг, - продолжил глава РСА. - Так, в единой программе защиты автовладельца может быть расширена его добровольная ответственность до уровня, избранного водителем, а к блоку ОСАГО может быть надстроена имущественная защита автокаско (ущерб, угон). Если в программу к тому же будет включена незначительная франшиза для мелких убытков, то российский автовладелец получит многоплановую защиту за доступную и справедливую цену». Интерфакс