Пьяных водителей хотят приравнять к убийцам
В Общественную палату поступило предложение приравнять езду за рулем в состоянии алкогольного опьянения к покушению на убийство. Правда, пока не понятно – наказывать по такой статье предлагается нетрезвых виновников ДТП со смертельным исходом или поголовно всех, кто пьяным управляет транспортным средством.
За привлечение нетрезвых водителей к уголовной ответственности за покушение на убийство выступила член Общественной палаты России Ольга Костина: «Давайте вспомним, что автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности. Пьяный человек фактически садится за руль с пониманием возможности убийства. В таких случаях надо лишать прав навсегда. Временные меры годятся только тогда, когда человек нарушает правила дорожного движения, а не в тех случаях, когда на кону стоит чья-то жизнь или здоровье».
На самом деле, подобное мнение давно бытует как в среде самих водителей, так и в обществе целиком. Схожие предложения поступают регулярно после крупных и резонансных аварий, в которых виновниками гибели людей становятся пьяницы. Разница с данным заявлением лишь в том, что ранее подобные идеи высказывались рядовыми участниками дорожного движения, не имеющими статуса, дающего возможность претворить их в жизнь.
С одной стороны, такое ужесточение наказания за пьяную езду действительно могло бы повлиять на ситуацию с аварийностью. А за первые три месяца этого года по вине нетрезвых водителей зафиксировано 1136 ДТП (меньше на 2%), в которых погибли 178 человек (больше на 2,9%) и пострадали 1714 (меньше на 1,4%). Несмотря на увеличение числа смертельных исходов, в ГИБДД считают динамику положительной и подчеркивают, что она достигнута как раз благодаря жестким санкциям.
«Вспомните, в конце 90-х – начале 2000-х годов страну просто захлестнула волна таких ДТП, пьяных водителей задерживали тысячами, и многие из них уходили от заслуженного наказания, отделывались просто штрафом, – сказал начальник отдела пропаганды департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Шевченко. – Но принятие поправок в КоАП, которые предписали лишать пьяных водителей прав на 1,5-2 года, а тех, кто повторно сел за руль без удостоверения, подвергать административному аресту, позволило уменьшить число таких ДТП. Они резко пошли на спад, и эта тенденция сохраняется по сей день».
Впрочем, вызывает обеспокоенность рост числа ДТП, водители-виновники которых отказались от прохождения медосвидетельствования. За три месяца их набралось 311 – рост почти на 9%. «Все мы прекрасно понимаем, что водители, которые отказались от прохождения медосвидетельствования, были пьяны, иначе мотивы их поступков просто непонятны, – отметил Владимир Шевченко. – Но лазейка в законодательстве, которая ранее позволяла им уйти от ответственности, давно ликвидирована, поэтому им также придется на время переквалифицироваться в пешеходов».
Несмотря на ужесточение наказаний, в Пермском крае пьяные водители все же регулярно становятся виновниками крупных аварий. Только на прошлой неделе из-за них погибли четыре человека. В ночь с 30 на 31 мая на 230-м километре трассы Кунгур–Соликамск нетрезвый водитель Ford Focus не справился с управлением и допустил опрокидывание. В результате аварии два пассажира получили смертельные травмы. Водитель и еще один пассажир были госпитализированы. 2 июня водитель ВАЗ-2107 не справился с управлением и вылетел на пастбище. В результате происшествия смертельные травмы получили два пастуха, еще один попал в больницу в тяжелом состоянии. Как удалось выяснить автоинспекторам, в машине находились три человека – двое мужчин и одна женщина. Кто из них был за рулем – пока неясно. Однако все трое в момент аварии были в состоянии сильного алкогольного опьянения. Женщина, жительница Кудымкара, состоит на учете в наркологическом диспансере. По ее словам, последний раз она «кололась» два дня назад.
«Надо разбираться с регламентом работы экспертных служб, с тем, кто и как выдает медицинские справки, – считает Ольга Костина. – Экспертиза должна лучше работать. Она поможет выявить тех, кто регулярно употребляет наркотические вещества и алкоголь. Ни для кого не секрет, что большинство потенциально опасных водителей справки просто покупают. У нашей общественной организации был на контроле похожий случай, когда молодой человек сбил 14-летнюю девочку. Он тоже до этого допускал неоднократные нарушения. Подростка он изуродовал. Потом выяснилось, что «машина была не его», «сам он нигде не работает и не учится». Короче говоря, мы до сих пор бьемся, чтобы получить для пострадавшей девочки и ее семьи хоть какую-то компенсацию».
Avto59.ru