Трасология: ответная мера страховых компаний
Участниками страхового рынка уже не раз отмечалось, что в последнее время в России с постоянной динамикой возрастает число случаев страхового мошенничества в сфере автострахования. И, как правило, это не профессионалы, а зачастую люди, которые так или иначе заинтересованы в незаконной выплате страхового возмещения. В ситуации, если страховая компания сомневается в заявленных при ДТП повреждениях, она обращается к помощи профессиональных трасологов.
Трасологическое исследование помогает развеять возникшие у страховщика сомнения. Оно осуществляется на основе анализа различных следов, которые остались на самом транспортном средстве, на месте ДТП и на предметах, с которыми взаимодействовал автомобиль и другие объекты во время происшествия. Эксперт в процессе своей работы определяет соответствие полученных повреждений заявленным обстоятельствам, могли ли они быть получены в данном месте и при взаимодействии с данными объектами.
Говоря о трасологическом исследовании, стоит отметить, что существует два варианта его проведения: эксперт может осуществлять осмотр авто и осмотр следов непосредственно на месте ДТП, а может работать удаленно, по фотографиям следов на автомобиле, проезжей части или иных объектах, с которыми взаимодействовал автомобиль. Например, по статистике Ассистанской компании «ЛАТ», одним из направлений деятельности которой является трасология, на сегодняшний день, 90 % трасологических исследований проводится ее специалистами удаленно и лишь 10 % - с выездом на место происшествия.
Еще один важный момент: временной промежуток между происшествием и трасологической экспертизой может быть длительным, но чем оперативнее будет проведено исследование, тем результаты будут достовернее и точнее, а это, в свою очередь, может повлиять на выплату по страховому случаю.
Трасологическое исследование пришло в практику российских страховых компаний сравнительно недавно, что объясняет пока еще невысокую популярность трасологии на данный момент. Несмотря на наличие в каждой страховой компании служб безопасности, только ограниченный круг компаний может осуществить работы в области трасологии. Этому также способствует и дефицит специалистов-трасологов, так как в России нет профессиональных учебных заведений, которые готовят высококвалифицированных специалистов в данной области в достаточном количестве. Кроме того, профессионализм экспертов в первую очередь определяется его опытом. Как правило, эксперт в области трасологии получает свою квалификацию по итогу прохождения курсов специализированных учебных заведений, но в большей степени реальные знания и практические навыки приходят к нему уже в процессе работы.
За рубежом ситуация в области трасологии значительно отличается от нашей. Там трасологическое исследование носит больше криминалистический характер, и данными вопросами занимаются, как правило, эксперты государственных учереждений, а не коммерческие структуры. Случаи страхового мошенничества преследуются жестко и доводятся до суда, в отличие от нашей страны, где для реального привлечения к уголовной ответственности за мошенничество по ст. 159 Уголовного кодекса необходимо сначала доказать факт мошенничества, то есть произвести выплату страхового возмещения, на что страховщики идут неохотно из опасения не вернуть свои деньги.
В России трасология являет собой скорее ответную меру страховых компаний на случаи «бытового» страхового мошенничества или сокрытия повреждений. Именно справка о соответствии повреждений может стать для страховщика поводом к снижению выплат или аргументом к отказу в выплате страхователю. Несмотря на то, что услуга трасологического исследования еще молодая, прослеживается положительная динамика ее востребованности, страховые компании все чаще обращаются к экспертам за квалифицированной помощью, так как трасологическое исследование помогает в противодействии страховому мошенничеству.