ОСАГО не потеряет социального характера после либерализации тарифов – Юргенс
По его словам, «при освобождении тарифов в случае необходимости всегда найдутся возможности для сохранения социальных подходов, в том числе на отдельных территориях страны или для отдельных категорий граждан. Речь может вестись об использовании механизмов субсидировании затрат при заключении договоров ОСАГО, однако общие подходы к ценообразованию должны быть рыночными и прозрачными». Президент РСА пояснил, что страховщики ОСАГО выступают за отмену 5 ключевых применяемых сегодня коэффициентов при установлении стоимости полиса ОСАГО, в том числе универсальных региональных коэффициентов, коэффициента по мощности автомобиля, коэффициента для автомобилей с прицепами. При этом автостраховщики все же будут использовать в расчете данные о реальной убыточности на конкретных территориях по операциям ОСАГО в привязке к убыточности каждого водителя за прошлый период действия полиса ОСАГО. Одновременно будет учитываться стаж вождения, возраст, соблюдение водителем правил дорожного движения. И.Юргенс не разделяет опасений, связанных с тем, что после либерализации тарифов в ОСАГО страховщики начнут злоупотреблять ценовой свободой в ущерб потребителям. «Во-первых, как показывает опыт других стран, переживших либерализацию тарифов в ОСАГО, на первом этапе случается некоторый рост тарифов с последующей их стабилизацией. Во-вторых, мы, как союз, внимательно будем следить за поведением индикатора жалоб на каждую страховую компанию. Как только рост жалоб становится значимым, РСА прекращает отгрузку чистых бланков полисов ОСАГО и выдачу номеров электронных полисов ОСАГО. Так происходит сегодня, порядок сохранится впредь. Компания вызывается на дисциплинарную комиссию для «разбора полетов». У нас осталось всего 60 страховщиков ОСАГО, мы достаточно хорошо знаем, кто и чем занимается в этом сегменте», - пояснил президент РСА. По его словам, индивидуализация подходов при определении стоимости ОСАГО для конкретных водителей сделает систему прозрачной, в том числе можно будет понять, какие факторы «давят» на рост тарифов. Можно будет увидеть, почему в конкретном регионе средняя выплата по ОСАГО составляет не 77 тыс. рублей, а 180-200 тыс. рублей. «Можно будет вести предметный разговор о том, что на выплаты влияет - фактор плохих дорог, высокой частоты страховых событий или деятельность недобросовестных юристов-посредников, страховых мошенников», - отметил глава РСА. И.Юргенс заявил: «На рынке ОСАГО мы наблюдаем полномасштабный кризис». Он напомнил, что «в 14 регионах РФ уровень выплат в ОСАГО больше 100%, в нескольких регионах он достигает 200%; после повышения лимитов выплат в ОСАГО по имуществу со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей в ряде регионов начали формироваться целые прослойки тех, кто зарабатывают миллиарды на страховых выплатах в ОСАГО». При этом уровень средней премии по ОСАГО в настоящее время упал до 5,8 тыс. рублей по сравнению с 6,6 тыс. рублей годом ранее. Это связано с практикой фальсификации данных при оформлении электронных полисов ОСАГО. «Мы наблюдаем резкий рост приобретателей полисов «автогражданки» в Крыму и на иных территориях РФ с невысокими территориальными коэффициентами, назначенными в свое время из соображений социальной справедливости. Такие покупатели на самом деле могут проживать в Москве или Адыгее», - сказал он. Глава РСА в качестве позитивного примера привел Челябинскую область, где последние 4 месяца при активном содействии органов прокуратуры было возбуждено около 40 уголовных дел против злоумышленников, их активность пошла резко на спад. Не исключено, что они переместились в соседние регионы, предположил И.Юргенс. Он убежден, что от позиции региональных властей, их нетерпимости к правонарушениям после либерализации тарифов ОСАГО многое будет зависеть, в том числе на тарифы окажет влияние положение с автобезопасностью на территории в широком смысле. Президент РСА отметил, что 70% добросовестных водителей в стране вынужденно доплачивают за недобросовестных, и это несправедливо. «Авторский» подход к установлению цен для защиты водителей снизит затраты для опытных и аккуратных при покупке полисов ОСАГО, как это принято в моторном страховании во всем мире. «Сегодня РСА навел порядок в системе применения коэффициента аварийности «бонус-малус», это снижает цену полисов ОСАГО по 2% в месяц для дисциплинированных водителей», - привел данные глава союза. И.Юргенс добавил, что тема либерализации тарифов в ОСАГО войдет в активную фазу обсуждения с марта 2018 года. Согласно исследованию, проведенному этой осенью компанией «Ромир» среди 1,5 тыс. автовладельцев в городах с населением свыше 100 тыс. человек в 8 федеральных округах, 70% покупают полисы ОСАГО, но не попадают в ДТП и не получают выплат по ОСАГО. При удорожании полиса, как заявили 49% опрошенных, они подумают о варианте уплаты штрафов за езду без полиса, а не о его покупке, 36% заявили, что действующая система позволяет активно использовать мошеннические схемы, 21% допускают, что страховщики перестанут продавать полисы ОСАГО, если положение вещей не изменится. К возможностям либерализации тарифов в ОСАГО с различными оговорками положительно относятся 53% опрошенных, отрицательно - 6% водителей-участников опроса. При этом почти 80% участников исследования позитивно отнеслись к перспективе индивидуального установления тарифов ОСАГО, считая справедливым подход, при котором аварийные участники движения на дорогах будут покупать полисы ОСАГО дороже. Около 43% водителей уже принимают ОСАГО в РФ как данность, 41% считают, что этот вид страхования нуждается в совершенствовании, 21% водителей полагают, что без такого полиса было бы страшно выезжать на дороги, 5% считают, что ОСАГО можно было бы отменить. Эта категория водителей сократилась втрое по сравнению с результатами предыдущего опроса «Ромира». Как показал опрос осени 2017 года, 71% водителей считают необходимостью льготы в ОСАГО для социально незащищенных слоев населения. Финмаркет