Как расширение тарифного коридора повлияет на стоимость ОСАГО
Для легковых машин, используемых гражданами в личных целях, тарифный коридор не менялся с сентября 2022 г. Минимальное значение базовой ставки было 1646 руб., максимальное – 7535 руб. С 9 декабря этого года диапазон расширится до 1399–8665 руб. Для мотоциклов тарифный коридор составлял 259–3043 руб., будет – 155–4260 руб. С сентября 2022 г. средняя выплата по ОСАГО выросла в 1,5 раза, пишет Банк России без абсолютных значений: за девять месяцев 2025 г. рост составил 16% год к году, тогда как средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась на 4%. За 10 месяцев 2025 г. средняя выплата по годовым полисам ОСАГО выросла на 16% год к году до 115 803 руб., в то время как средняя премия уменьшилась на 4,9% до 7275 руб., следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Территориальный коэффициент с 9 декабря снижается для 20 территорий и повышается для 28. Самое большое увеличение, вдвое, предусмотрено для пяти территорий Новосибирской области и трех – Ингушетии. Это лидеры антирейтинга регионов по рискам недобросовестных действий в ОСАГО, который ведет ЦБ, они находятся в высокорисковой зоне с 2021 и 2019 гг. соответственно. Помимо базовой ставки и коэффициента территорий на стоимость ОСАГО влияют и другие параметры. Коэффициент бонус-малус отражает безаварийность вождения: водители без аварий получают скидку, а те, кто виновен в ДТП, платят больше. Мощность двигателя также является одним из коэффициентов: чем мощнее автомобиль, тем выше стоимость. Учитываются возраст и стаж водителя: молодые и неопытные платят больше. Вдобавок на цену влияет количество водителей транспортного средства. Если автомобиль используется не круглый год, применяется коэффициент сезонности. Средняя стоимость полиса автогражданки может вырасти на символические 3–5%, считает директор по развитию портфеля ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов. Для аварийных водителей расширение коридора приведет к росту премии на 15%, а для тех, кто не попадает в ДТП, цены могут даже немного снизиться, ожидает директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Роман Лободин. Средний тариф будет расти согласно инфляции в запчастях или немного медленнее, так как конкуренция на рынке очень жесткая, добавил он. Расширение коридора приведет к перераспределению стоимости полисов: для водителей с высоким риском (молодых, неопытных или с плохой историей вождения) цена ОСАГО вырастет, а для дисциплинированных автомобилистов с длительным безаварийным стажем полис может стать дешевле, подчеркивает заместитель генерального директора страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев. Рост цен после расширения коридора, как и в прошлый раз, не будет автоматическим (за исключением некоторых сегментов высокоаварийных водителей), предполагает вице-президент «Ренессанс страхования» Сергей Демидов. В начале 2025 г. ЦБ корректировал тарифы для общественного и мототранспорта и грузовиков с разрешенной максимальной массой 16 т и ниже, а также актуализировал для ряда регионов значения территориального коэффициента. В РСА считают, что меры ЦБ сделают тарифы ОСАГО более справедливыми, говорится в релизе объединения. Положительно оценивают изменения в «Альфастраховании», «РЕСО-гарантии» и «Согласии», сообщили их представители. Страховщики давно ждали расширения тарифного коридора, поскольку возможности действующего практически исчерпаны, говорит Стрекалов. Есть пласт «недотарифицированных» клиентов, за которых платят менее аварийные водители, объясняет он: сейчас их доля, по оценкам «Росгосстраха», около 30% среди владельцев легковых автомобилей и около 60% среди мотоциклистов. Сегмент мототранспорта исторически убыточен, заметил Демидов: действующие тарифы не покрывали объем выплат, поэтому происходило субсидирование аварийных мотоциклистов за счет владельцев других видов транспорта. Сдвиг коридора на 40% – это попытка привести тарифы в соответствие с реальной убыточностью, считает он. Пересмотр тарифного коридора необходим по двум ключевым причинам, говорит Ковалев. Во-первых, стремительный рост цен на автозапчасти и услуги станций технического обслуживания приводит к тому, что текущих тарифов недостаточно для покрытия убытков. Во-вторых, существующая система не позволяет в полной мере дифференцировать стоимость полиса в зависимости от риска: когда страховщик недополучает премию по высокорисковым клиентам, разницу приходится несправедливо добирать с аккуратных водителей. Корректировка тарифного коридора позволит точнее определять размер базового тарифа по конкретному договору и предлагать клиентам полисы по справедливой цене, резюмировал вице-президент «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Мария ВИКУЛОВА insur-info.ru