Синеет вдаль
Россия обсуждает подключение некоторых дружественных стран к аналогу «Зелёной карты». Новая система международного автострахования для выезжающих за границу, необходимость которой возникла из-за санкций, заработала с Белоруссией ещё в сентябре 2023 года. Турция, Азербайджан и Иран могут присоединиться к «Синей карте» в ближайший год, а Казахстан - не раньше 2025-го, сообщил «Известиям» глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Новый финансовый продукт будет обходиться на 20% дешевле, чем местный аналог ОСАГО в каждой стране, ожидают на рынке. Россияне смогут поехать в ряд дружественных стран по аналогу «Зелёной карты» - новая система международного автострахования для выезжающих за границу официально заработает с 1 апреля 2024-го. Отдельное соглашение с Белоруссией о взаимном признании полисов действует уже с сентября прошлого года. К так называемой «Синей карте» в перспективе года могут присоединиться Турция, Азербайджан и Иран, рассказал «Известиям» глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. Он добавил: Казахстан может войти в систему не ранее 2025-го. Первые переговоры также начались с Киргизией. «Известия» направили запросы в Центробанки перечисленных стран. С Белоруссией новая система автострахования уже работает, отметили в пресс-службе страховой компании ВСК. Стоимость «Синей карты» и цена местного ОСАГО схожи, однако в компании отмечают устойчивый спрос на заключение договоров именно первого типа. Это связано с тем, что многие водители хотят оформить полис заранее, а не искать место покупки в другой стране, пояснили в организации. С другими дружественными странами тарифы для страховок пока разрабатываются, сказал вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Присоединение к системе сейчас обсуждается с Турцией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Киргизией, подтвердил директор по развитию бизнеса ГК «Зетта Страхование» Виктор Плетников. По его словам, первые соглашения могут быть подписаны во второй половине 2024-го. К «Синей карте» будут подключаться страны, подтверждающие взаимное признание полисов страхования автогражданской ответственности, пояснила старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Басова. Условия и взаимные расчёты по новой системе будут аналогичны правилам «Зелёной карты». При урегулировании претензий будет применяться законодательство страны, где произошла авария. Сейчас нужно привести правила «Синей карты» в соответствие с законодательством стран - участниц системы или же менять их законы, пояснил Виктор Плетников. Он подчеркнул: запуск новой системы для дружественных стран будет удобен россиянам. Это позволит исключить все неопределённости: где и за какую стоимость страховаться. А также у берёт проблему языкового барьера для оформления полиса. Сейчас, после прекращения работы «Зелёной карты», для въезда на территорию других стран на машине россияне должны приобретать местный полис автогражданскои ответственности, уточнили в пресс-службе «Югории». Цена такой страховки обычно гораздо выше, чем у ранее действовавшей «Зелёной карты», отметил директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. Аналогично стоимость заграничных поездок выросла и для иностранцев, которые путешествуют по России на автомобиле. Преимущество новой системы для дружественных стран перед местными полисами также в том, что один договор будет действовать сразу на несколько государств, добавил Виктор Плетников из «Зетта Страхования». Поэтому не нужно будет думать о покрытии каждый раз, когда пересекаешь границу: это удобно путешественникам и предпринимателям, ведущим отношения с бизнес-партнёрами из государств, которые войдут в систему «Синяя карта». Также, в отличие от местных полисов ОСАГО других стран, где часто предлагается только длительный период действия, в «Синей карте» можно будет выбрать наиболее подходящий для поездки срок полиса, сообщила Ольга Басова. При этом договор будет оформляться на автомобиль, а не на конкретного человека - поэтому водители смогут меняться. Путешествия на машине сейчас набирают популярность в том числе из-за возможности экономить на билетах, отметил основатель ГТК-Холдинга Сайд Залиев. По его словам, доля россиян, которые ездят за границу на автомобиле, сейчас выросла на 8-10%. Причём приграничные и дружественные страны становятся максимально привлекательными для путешествия. Запуск «Синей карты» для дружественных государств сделает поездки более доступными для россиян, уверен Алексей Бредихин из АКРА. Экономия по сравнению с местными аналогами ОСАГО составит порядка 20%, оценил Сайд Залиев из ГТК-Холдинга. Он добавил: стоимость «Зелёной карты» для поездки на две недели в страну ближнего зарубежья составляла около 1,5-2 тыс. рублей. Справка «Известий» «Зелёная карта» - это международный полис страхования автогражданской ответственности, аналог российского ОСАГО. Система работает с 1951 года, а РФ присоединилась к ней в 2009-м. Всего в бюро входят 48 государств. Вместо покупки отдельных местных страховок водитель из страны - участницы системы может приобрести комплексную защиту для зарубежных поездок. До 30 июня 2023 года Россия входила в систему, однако из-за санкций членство РФ приостановили на неопределённый срок. К «Синей карте» будут подключаться страны, подтверждающие взаимное признание полисов страхования автогражданской ответственности. Мария КОЛОБОВА insur-info.ru