Повышение штрафов за езду без ОСАГО не улучшит работу системы страхования — эксперт
В конце ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым максимальный размер штрафа за езду без полиса ОСАГО увеличен в шесть раз: с 800 р. до 5 000 р. Согласно документу, за отсутствие полиса инспекторы Госавтоинспекции смогут наказывать повторно, что не предусмотрено действующим законодательством, и в этом случае будет действовать максимальный тариф. В Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) закон поддерживают. «Мы надеемся, что повышение штрафов приведет к тому, что больше граждан будет исполнять эту обязанность (покупать полис — ред.). И тем, кто ее всегда исполнял, будет меньше проблем с взысканием денежных средств в случае ДТП», — заявил в комментарии радио «Спутник в Крыму» директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев. По словам Шапарина, на сегодняшний день в России многие люди не хотят страховаться, и это действительно большая проблема. Ведь в итоге законопослушные автомобилисты оказываются заложниками ситуации, потому что если в авто с полисом ОСАГО врезался автомобиль, водитель которого не приобрел полис, то пострадавший вынужден через суд добиваться возмещения от виновника ДТП. При этом сам он в штрафы как средство гармонизации системы ОСАГО, не верит. «Я уверен, что проблемы надо решать, а не их следствия. Не с симптомами бороться. Когда люди полис не покупают — это симптом. Но они не все злонамеренные, и нужно разобраться», — сказал Шапарин. По словам эксперта, проведенный анализ цен в справочниках Российского Союза Автостраховщиков, по которым рассчитываются выплаты, показал, что цена занижена в три раза, и запчасти за эти цены купить невозможно. А сравнение с белорусскими ценами удивило еще больше. «Россия и Белоруссия имеют похожие экономические условия, и мы сравнили тариф для водителей одинаковых автомобилей в Москве и в Минске. И выяснили, что в Минске полисы в 3-5 раз дешевле. А выплаты при этом: у нас 400 тыс. р. — по „железу“ и 400 тыс. р. — по жизни и здоровью. А в Белоруссии — миллион по „железу“ и столько же по жизни и здоровью», — поделился Шапарин. Причиной нежелания покупать полис ОСАГО, помимо его стоимости, является «бардак» в страховых компаниях, делает вывод эксперт. «Они должны были бы выплачивать 79% от того, что собирают, а выплачивают 52-53% в зависимости от года, — сказал Шапарин. — А остальное где?» Решить проблему отказа автомобилистов от страхования поможет не ужесточение штрафов, а принципиально иная схема страховых выплат, уверен он. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов Госдумы совместно с Национальным автомобильным союзом, уже отправлен на отзыв в Кабмин, сказал вице-президент Национального автомобильного союза. «Мы предлагаем сделать, как в Белоруссии: чтобы РСА, если виновником ДТП стал водитель на транспортном средстве, на которое ОСАГО не оформлено, выплачивал из своих резервов деньги. И потом уже сам союз автостраховщиков судился с виновником ДТП, у которого страховки не было. А пострадавшему в аварии ни за кем бегать не надо», — сказал эксперт. Отвечая на вопрос о том, снизит ли повышение штрафов аварийность на российских дорогах, Шапарин сказал, что не видит в этом никакой связи, пишет «РИА Новости Крым». «На аварийность влияют действия автоинспекции, поведение водителя и так далее. Но никак не штраф и не наличие „бумажки“. Она влияет на то, как потом выстраиваются правоотношения», — подытожил специалист. asn-news.ru